СРП ШКОЛА НА ТВОЕМ БЕРЕГУ
Школа особых наук
обучающий курс для родителей и педагогов детей
с нарушениями развития и РАС

МОДУЛЬ 4
"Основы поведенческого подхода"


Все материалы курса подготовлены при грантовой поддержке
Фонда Президентских грантов
и для участников курс является бесплатным
Дополнительные материалы !
Надежда Назарова
Президент АНО Центр инклюзивного развития
"Включи" г. Сочи, специалист по прикладному анализу поведения, дефектолог
ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ
1
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ.ЧТО ТАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ФУНКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ. ОСНОВЫ РАБОТЫ С ПОВЕДЕНИЕМ.
2
БАЗОВЫЕ РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЙ. ПОДСКАЗКИ
3
ЖЕТОННАЯ СИСТЕМА. VB-MAP.МОТИВАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ. ПРОАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПОВЕДЕНИЕМ

4
ПРОЦЕДУРА ГАШЕНИЯ. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ
Дополнительные материалы к вебинару
Таблица АВА - ДПП (до поведения и после поведения) - таблица записи наблюдений за поведением.
FAIF-Протокол проведения собеседования для функциональной оценки поведения.
MAS - Мотивационная шкала - это опросник, который позволяет быстро определить функцию проблематичного поведения.
Как в АВА использовать подсказки
Подсказки - дополнительный стимул "ДО", предшествующий стимул, который используют для формирования поведения в присутствии стимула, который контролирует поведение.

Подсказки могут предоставляться до начала поведение и
во время обучения.

Подсказки по поведению
В этих подсказках мы не изменяем сам стимул.
  • Вербальная
    Голосовая подсказка или подсказка в виде надписей , например, "Не сорить!"
  • Жестовая
    Указываете жестом , например жест "Иди сюда"
  • Моделирование
    Вы демонстрируете как выполнить поведение - ребенок выполняет . Требует от ученика умения имитировать . Примеры, играть в баскетбол, намазать масло на хлеб
  • Физическая подсказка
    Часто используют с маленькими детьми, людьми с серьезными проблемами развития.
Подсказки по стимулу
  • Fading (исчезновение)
    подчеркиваем физические характеристики (цвет, размер, позицию) тимула для повышения вероятности правильного ответа
  • Shaping (формирование)
    начальная форма стимула постепенно изменяется и приближается к форме натурального стимула. Например, домик превращается постепенно в букву Д
От ВЕРБАЛЬНОЙ подсказки уйти СЛОЖНЕЕ ВСЕГО
Иерархия подсказок устанавливается только индивидуально.
Выбираются тоже индивидуально. Уход от подсказок прописывается в протоколе.
-1-
От большей к меньшей подсказке
Полная физическая-частичная физическая - полная отмена подсказки. Даем подсказку от наибольшей степени, постепенно уменьшаем степень подсказки и добиваемся самостоятельного выполнения.
-2-
Постепенное руководство
Даете и убираете подсказку по необходимости. Например, ребенок самостоятельно одевает куртку, помогаете вставить замок в собачку, дальше ребенок сам продолжает одеваться.
-3-
От меньшей к большей подсказки
Ребенок выполняет поведение. Даем ему подсказку от меньшей к большей по необходимости.
Например, учим одеваться.
Задержка времени- задерживаем время между предоставлением стимула и подсказкой

Дополнительные материалы к вебинару
Чек-лист для фиксирования результатов наблюдения за поведением
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Тестирование VB-MAPP

Тест VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Programтестирование речевых навыков) разработан в 2008 г. Марком Сандбергом, и с тех пор активно применяется в практике Прикладного анализа поведения.

Как известно, самый интеллектуальный процесс у человека – это речь. Развитие речи оказывает значительное влияние на развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение), общее психологическое развитие и формирование сферы межличностного взаимодействия. Именно поэтому если специалист наблюдает задержку речевого развития, то впоследствии наступает момент, когда задержка речи влечет за собой вторичную задержку психического развития. Уровень развития речи - очень важный показатель развития любого ребенка.

Тест VB-MAPP поможет определить актуальный уровень развития речи ребенка и разработать индивидуальную подробную программу развития речи ребенка, подходит для любого ребенка с задержкой развития речи, прежде всего, для ребенка с аутизмом.


Посмотрите на эту таблицу, на нормы развития речи

Тест VB-MAPP предназначен для того, чтобы:

  • исследовать, как развиты речевые навыки (вехи развития) у конкретного ребенка по сравнению с уровнем развития навыков у типично развивающихся сверстников;
  • определить, что именно мешает усваивать навыки (тестирование преград обучения);
  • определить, как именно нужно обучать ребенка, на основании сформированных навыков, необходимых для обучения в натуральной среде (один на один, микрогруппа, группа)
  • в какой последовательности обучать, и насколько подробно будет расписана программа.
Основная цель тестирования вербальных навыков - определение актуального, начального уровня навыков ребенка и составление индивидуальной обучающей программы и программы по развитию речевых навыков.

Тест VB-MAPP состоит из следующих разделов:

  1. Оценка вех развития – Milestones Assessment (тестирование существующих на данный момент речевых навыков), включает 170 конкретных определений речевых навыков и навыков обучения, распределенных на 3 уровня развития: 0-18 месяцев, 18-30 месяцев, 30-48 месяцев.
  2. Оценка преград для обучения - Barriers Assessment. Тестирование детей с аутизмом и другими расстройствами развития. Оценка влияния проблематичного поведения, контроля стимулов, зависимости от подсказок, слабой мотивации, зависимости от поощрений, гиперактивного поведения, сенсорной дезинтергации (всего 24 навыка) на приобретение речевых навыков.
  3. Оценка переходов – Transition Assessment, содержит 18 разделов тестирования и помогает оценить продвижение ребенка и определить, приобрел ли ребенок необходимые навыки для обучения в натуральной среде.
  4. Анализ заданий и отслеживание приобретения навыка – Task Analysis and Skills Tracking. Каждый навык разбивается на элементарные. Можно легко отследить, что именно не получается у ребенка, чтобы общий навык был сформирован. Отсюда – и Индивидуальная программа развития для ребенка. 3десь содержится около 900 отдельных навыков, сгруппированных в 16 разделах. Анализ задания позволяет более подробно отслеживать прогресс в приобретении того или иного навыка, выстроить целый репертуар навыков. Если вехи развития можно назвать этажами здания, то анализ заданий можно определить как ступени, которые соединяют этажи здания между собой.
Реактивные методики поведения.
Принцип гашения поведения
  • 1
    Процесс угасания поведения происходит, когда в прошлом подкрепляемое поведение не подкрепляется более.
  • 2
    В прошлом, сразу после поведения происходило какое-либо изменение в окружающей среде, а сейчас не происходит ничего.
  • 3
    Частота поведения уменьшается в будущем
  • 4
    Угасательное обострение/взрыв-кратковременное увеличение частоты реакции сразу после начала процесса гашения.
  • 5
    Поведение может поменять форму, и могут проявиться эмоциональные реакции
Процедура гашения
1
Процедура гашения проводится путем удержания или устранения подкрепляющего SD, который поддерживает нежелательное поведение.
2
Только при правильном определении функции поведения данная процедура может быть эффективной, и не привести к нежелательным последствиям.
3
Для каждой функции поведения данная процедура применяется различным способом
Гашение поведения с функцией доступа к желаемому
1
Процедура гашения заключается в том, что доступ к желаемому предмету или действию будет предотвращено.
2
Например, если в прошлом ребенок начинал кричать, ему включали мультики, чтобы он успокоился.
3
На данный момент, если ребенок начал кричать, то мультики ему не включают
4
Если, начиная с сегодняшнего дня, ребенок никогда не будет получать мультики после истерик, то со временем, истерики угаснут и не будут происходить более.
Гашение поведения с функцией избегания
1
Гашение будет происходить, если требования или неприятные стимулы будут продолжаться несмотря на то, что появилось нежелательное поведение.
2
Например, если в прошлом ребенок во время занятий начинал сбрасывать карточки со стола, и учитель заставлял его поднимать карточки. Таким образом, занятия за столом прекращались и поведение ребенка подкреплялось освобождением от занятий.
3
При применении процедуры гашения, если ребенок сбрасывает карточки со стола, учитель не будет настаивать на том, чтобы ребенок, вместо того, чтобы заниматься, начал приводить комнату в порядок, а наоборот, положит перед ним новые карточки и будет продолжать требовать выполнения задания.
4
Само избегание становится невозможным, нужно продолжать выполнять требование.
Гашение поведения с функцией привлечения внимания
1
Гашением является полное игнорирование этого поведения.
2
Если в прошлом, после того, как ребенок вокализировал, учительница обращала на него внимание, порицала или сразу же давала ему какие-то поручения, то при применении процедуры гашения, если ребенок будет вокализировать, учительница не будет на него обращать внимание, и даже не будет смотреть в его сторону.
Гашение поведения с функцией автоматического подкрепления
1
Устранение естественно возникающего последствия поведения: маскировка или блокирование сенсорных ощущений.
2
Маскировка ощущений при укусах руки с помощью перчаток.
3
Маскировка вкуса путем добавления других продуктов.
4
Маскировка сенсорных ощущений в суставах с помощью вибромассажера.
5
Блокировка ударов по глазам с помощью защитных очков.
Гашение поведения, которое подкрепляется в периодическом режиме
1
1 этап
переход в постоянный режим подкрепления
2
2 этап
полное устранение подкрепляющего стимула.
Процедура гашения: оценка риска
•Процедура может занять относительно долгий период времени.

▪«Устойчивость к гашению»-тенденция к сохранению текущего уровня частоты поведения после отмены подкрепления.

▪Обычно характеризует поведение, которое подкрепляется в периодическом режиме -.

•Процедура приводит к угасательному обостроению.

▪Прежде чем нежелательное поведение существенно ослабнет, его частота, продолжительность или интенсивность могут увеличиться.

▪Применение процедуры провоцирует агрессивные реакции ученика.

Процедуру гашения сложно применять.

•Применение процедуры гашения подразумевает контроль и управление вниманием, а также последовательное применение процедуры.

▪Необходимо минимизировать использование слов и мимические реакции.

•Требуется постоянный мониторинг и контроль, включающий профессиональное сопровождение опытным специалистом.

•Спонтанное восстановление: следует принять во внимание, что поведение, которое угасло, может неожиданно вернуться через определенный промежуток времени всхожей ситуации с той, в которой оно подкреплялось прежде.

•Возвращение поведения является самопроизвольным и временным, поэтому следует применить ту же процедуру, и не подкреплять это поведение.

•В процедуре характерны сложности с генерализацией.

▪Угасание поведения в одних условиях никак не влияет на его частоту в других условиях

▪Снижение частоты поведения в одних условиях, может привести к увеличению частоты в других условиях («поведенческий контраст»).

•Необходимо ответить на следующие вопросы:

▪Насколько велика степень риска появления телесных повреждений, если поведение будет продолжаться?

▪Допустимо ли усугубление поведения?

▪Насколько велика вероятность имитирования данного поведения другими людьми?

▪Известна ли функция поведения?

▪Возможно ли устранить подкрепляющие SD?

▪Существует ли альтернативное поведение в репертуаре?

Правила проведения процедуры гашения
  • Точное определение функции проблемного поведения.
  • Воздержание от предоставления поощрения, закрепляющие нежелательное поведение
  • Спокойное поведение.
  • Подготовка к «угасательному обострению».
  • Последовательное применение процедуры
Процедуры наказания
При выборе процедур, которые будут включены в программу, поведенческие аналитики всегда оценивают, насколько ограничивающей является каждая из них, и выбирают из эффективных процедур наименее ограничивающую.
Принципы наказания
  • 1
    Наказание
    это изменение в окружающей среде, которое происходит после реакции, и уменьшает частоту поведения в будущем.
  • 2
    Положительное наказание
    Positive Punishment (Тип 1) - это изменение в окружающей среде, когда после реакции добавляется стимул (появляется или усиливается), и это уменьшает частоту поведения в будущем.
  • 3
    Отрицательное наказание
    Negative Punishment (Тип 2) - это изменение в окружающей среде, когда убирается стимул (исчезает или уменьшается) и это уменьшает частоту поведения в будущем.

    •Для того, чтобы произошло отрицательное наказание, должно изначально присутствовать какое-либо приятное условие, исчезновение которого будет иметь ослабляющий эффект.

Восстановление реакции после отмены наказания
1
Когда наказание прекращается, его эффект на поведение постепенно ослабевает
2
Восстановление реакции аналогично гашению
3
Восстановление частоты поведения до того уровня, который отмечался до наказания, более вероятно, когда наказание было легким.
4
Устойчивого подавления поведения можно достичь, если при помощи сильного наказания снизить частоту до нуля.
Генерализация поведения
Обобщение навыков можно определить, как способность применять информацию и знания, полученные при выполнении одной задачи, для выполнения других задач в других ситуациях.
Люди обобщают свои знания регулярно. Например, знание человеком того, что водитель всегда должен ехать по правой стороне дороги, является обобщением его опыта и наблюдений конкретных дорожных ситуаций.
Вспомним то время, когда мы изучали алфавит: было очень легко научиться тому, что буква «А» является буквой «А» вне зависимости от того, какого она цвета, на какой бумаге она изображена, кто нас о ней спрашивает, видим ли мы ее на двери холодильника или в книге. Обратите внимание, что вы не забыли о том, что буква «А» - это буква «А» после того, как освоили этот навык. В этом состоит суть обобщения.
Влияние обобщения на обучение
Дети с РАС зачастую обучаются какому-либо поведению или навыку в одной конкретной ситуации, но не могут обобщить полученные знания и опыт для другой ситуации. Например, ребенка можно научить чистить зубы зеленой зубной щеткой, но это не означает, что он сможет почистить зубы голубой зубной щеткой. Аутичные дети могут научиться мыть тарелки, но не всегда осознают, что та же базовая процедура применима и для мытья стаканов. Они могут выучить буквальное произношение какого-либо правила, но не понять его суть и механизм применения в различных ситуациях.

Тренинг на генерализацию важен для выживания организма – если нет генерализации, каждое новое отношение стимулов приходится отучивать отдельно заново – каждый раз заново отучивать каждое растение, карандаш, животное, предмет, человека, опасно-безопасно и тд).

Применение процедур обучения генерализации приводит к тому, что человека может демонстрировать поведение в новых ситуациях, даже когда сложно научить ребенка генерализировать поведения, запускаемые словом «стоп» и «иди» на красный и зеленый свет. Произнесённые слова не имеют стимульных свойств с цветными лампами на светофоре, но они разделяют их функцию разделяя общие обусловленности.

Обучение генерализации один из критических аспектов для обучения детей.
Дифференцировка стимула – вовлекает ограничение ряда стимулов, которые вызывают определенное поведение. Учим Али распознавать его папу от других мужчин и женщин.

Основная задача тренинга на дифференцировку стимулов – научить человека распознавать критические свойства СД+ от С-дельта.

Генерализация стимулов.
- это тенденция наученной реакции происходить при наличии стимулов, которых не было во время обучения, но которые либо имеют некоторые физические свойства, сходные с СД, либо были связаны с СД.

Обобщение стимулов = та же реакция; разные стимулы

- Переходит дорогу на зеленый свет светофора в Баку и на синий свет светофора в Чикаго.

-Переходит дорогу по зебре, подземному переходу и по надземному переходу.

-Переходит дорогу с мамой, папой, бабушкой, воспитательницей и один.

-Марина учила Али писать прописными буквами, и он продолжает писать прописными буквами после того, как пошел в школу.


Пример генерализации стимулов
Топографическая генерализация .
Человек демонстрирует новое поведение, которое функционально эквивалентно обученному целевому поведению. Топография реакции изменяется. Функционально эквивалентно – приводит к тому же результату.

После усиления реакции при наличии дискриминационного стимула и / или установления МУ эти события также вызывают различные топографии поведения.


-Нажать рычаг лапкой – получил зёрнышко, нажала рычаг носом – получила зёрнышко.

-Вася поднимает руку в классе – Людмила Андреевна дает внимание. Вася выкрикивает ответ- Людмила Андреевна дает внимание.

-Ребенок бьет себя ладонями по лицу слегка – убирают задание. Ребенок разбрасывает карточки – тоже убирают задание.



Пример топографической генерализации
Стратегии генерализации поведения
Стратегии, направленные на систематическое обобщение навыков в различных условиях окружающей среды, имеют важнейшее значение. Этот процесс предполагает активное участие родителей в обеспечении согласованной командной работы между преподавателями общего образования, педагогами специального обучения, администраторами и сопровождающим персоналом.

Если в программе вмешательства обобщению навыков не уделяется должного внимания, существует вероятность того, что приобретенные ребенком навыки окажутся контекстно-зависимыми. Также большое значение имеет систематическое планирование переходов между учебным материалом в частности и программами обучения в целом.

Существуют различные стратегии, которые следует соблюдать для того, чтобы обеспечить обобщение изучаемых по программе навыков.

  • Стремление к естественным условиям усиления
    Очень важно проводить работу над таким поведением, которое может поддерживаться в естественной среде. Поведение, которое принимается в качестве целевого, должно соответствовать возрасту учащегося, а также быть приемлемым с культуральной точки зрения. Поведение, проявление ребенком которого приводит к естественному поощрению, с большей вероятностью будет поддерживаться и обобщаться.
  • Обучение с достаточным количеством образцов
    Очень важно обучать аутичных детей на большом количестве примеров целевых стимулов. Например, если ребенка учат такт-реакции «собака», инструктор должен использовать разнообразные материалы: это могут быть картинки в книге, кусочки паззлов или изображения различных пород собак. Это увеличит вероятность того, что учащийся сможет назвать собакой любую собаку, которую он увидит. В рамках этого подхода ребенка также могут обучать различные инструкторы, или же обучение может проводиться в разнообразных условиях окружающей среды.
  • Программирование общих стимулов.
    Программирование общих стимулов предполагает использование в обучении таких материалов, которые являются подобными материалам, присутствующим в естественной среде. Чем больше обучающий стимул будет напоминать стимул из натуральной среды, тем больше вероятность того, что ребенок и в натуральной среде сможет продемонстрировать ту реакцию, которой его обучают.
  • Вариативное обучение.
    Данный подход предполагает изменение тех или иных аспектов программы/целей программы, которые не являются определяющими для обучения навыка. Например, изменение тона голоса во время предоставления инструкции, вариации при выборе слов, предъявление стимулов под разным углом зрения, возможно, с попеременным использованием магнитной доски или рабочего стола.
  • Использование неразличимых условий.
    В данном случае речь идет о режиме усиления, который используется для обучения навыку. Если навык обучается исключительно с применением режима постоянного усиления, как только усиление уйдет из окружающей среды, применение ребенком освоенного навыка, скорее всего, также пострадает. Важно использовать переменный режим усиления, чтобы поддержать целевой навык в перспективе. В естественных условиях окружающей среды поведение, как правило, не приводит к получению постоянного усиления.
  • Обучение техникам самоуправления
    Если ребенок способен разобраться, когда и каким образом ему использовать приобретенные навыки в натуральной среде, в таком случае обученное целевое поведение, скорее всего, сохранится. Недостаточно просто обучить ребенка тому, как просить о каком-либо предмете, необходимо также обучить его тому, когда он может о нем попросить или взять его самостоятельно.
Как можно выяснить, происходит ли обобщение навыков?
Как и в случае с любой программой обучения навыкам, единственным способом убедиться в том, что обобщение происходит, является сбор данных. Все программы должны включать в себя проверку обобщения реакций. Такие пробы обобщения помогут оценить использование навыка в различных условиях, с различными людьми и с различными стимулами. Пробам обобщения не следует обучать, эта процедура предназначена исключительно для проведения оценки. Если ведется работа над наименованием животных, пробой обобщения может считаться введение набора новых картинок. Смысл заключается в том, что если ребенок учится такт-реакции «корова», и ему предоставляется новая картинка с изображением коровы, он должен назвать ее так, как если бы этот навык уже был им освоен. После сбора данных проб обобщения полученная информация отображается на графике в виде отдельных точек данных.
Как правильно поддерживать освоенные навыки?
Навыки должны поддерживаться на ежедневной основе, а не в определенные дни. Если ребенок осваивает наборы стимулов, уже знакомые материалы должны располагаться среди новых материалов и чередоваться. Это позволяет предоставить ребенку возможность для получения поощрения, когда инструктор предъявляет ему известные стимулы. Кроме того, большинство программ являются подготовительным этапом и необходимой базой для перехода к другим программам, так что приобретенные навыки естественным образом будут поддерживаться. Например, ребенок должен научиться сопоставлять картинки и предметы прежде, чем он приступит к работе над сортировкой. Как только будет введена сортировка, навык сопоставления будет соответствующим образом поддерживаться. Еще одним примером может быть любая программа, обучающая цепочке поведения, к примеру, завязывание шнурков. Как только ребенок освоит звено цепочки со скрещиванием шнурков, каждый последующий шаг будет поддерживать предыдущие.
Важно помнить о том, что если навык не обобщен, то его нельзя считать по-настоящему освоенным.