«Построение модели системы оценивания через организацию пространства рефлексии»
— «Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки – в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям» - Г.А.Цукерман.
Чем более сформирована у человека внутренняя оценочная инстанция – самооценка, тем менее он зависим от внешней оценки, тем менее внешняя оценка влияет на становление успешности, компетентности.

Чем выше уровень рефлексивного сознания, тем выше уровень сформированности самооценки, тем более способен субъект к деятельности по самоизменению, что в дальнейшем обеспечивает личностную успешность в любом виде деятельности, так как от фиксации самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть.

Каковы сегодня реальные возможности у педагога по организации пространства рефлексии, по выращиванию оценочной компетентности у обучающегося, в рамках реализации ФГОС НОО?

Организация проектной деятельности позволяет организовать выход за границу собственных знаний и умений. Построение догадок о неизвестном, работа в зоне «недоопределенности», где нет готовых образцов, где предстоит проверить непроверенное и несанкционированное, где высок риск ошибки, - вот в чем состоит дальнейшее приращение рефлексивной способности оценивать себя.

Самооценка учащихся состоит из следующих позиций:

Принятие субъектом цель его деятельности

Модель значимых условий деятельности

Программа собственно исполнительских действий

Система критериев успешности деятельности.



Человек выбирает сам, оценивать себя самому или ждать чужой оценки.


Основные ступени оценочной компетентности:
0. Я все могу, так как не подозреваю о своем незнании. Поэтому я смело действую наугад.

1. Я знаю, что я этого не знаю. Я сообщаю учителю о своем незнании и жду помощи.

2. Я знаю, что я этого не знаю.

Я знаю, чего мне не хватает, чтобы узнать. Я умею запросить у взрослого недостающую информацию.

3. Я знаю, что я этого не знаю. Но я могу так сузить границы неизвестного, чтобы описать его позитивно ( о неизвестном мне известно то-то…)

Каковы сегодня реальные возможности у педагога по организации пространства рефлексии, по выращиванию оценочной компетентности у обучающегося, в рамках реализации ФГОС НОО?

Организация проектной деятельности позволяет организовать выход за границу собственных знаний и умений. Построение догадок о неизвестном, работа в зоне «недоопределенности», где нет готовых образцов, где предстоит проверить непроверенное и несанкционированное, где высок риск ошибки, - вот в чем состоит дальнейшее приращение рефлексивной способности оценивать себя.

Способность анализировать цели, процесс и результат своей деятельности позволяет человеку оценить самого себя. Сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в самом себе, представить образ себя завтрашнего.

В процессе деятельности наши учащиеся делают выводы:

- Человеку нужно уметь оценивать себя самому, если он хочет научиться чему-то новому.

- Уметь себя оценивать нужно учиться.

- Узкая пятибалльная система не рассказывает об ошибках и качестве работы.

- Оценивать себя можно по разным критериям.

- Максимальный балл зависит от сложности работы и не может быть постоянным.

Инструментарий оценивания основывается на формах самооценки и взаимооценки учащихся:

Качественно-содержательные характеристики.

Тетради-дневники самооценок.

Графики, таблицы, схемы.

Смотры-публикации «творческих продуктов».

Выработка совместных критериев оценивания и принятие решений по этим критериям с публичным обсуждением.

Резюме личных текущих и итоговых достижений



Качественно-содержательные характеристики собственной деятельности учащегося:

· Что получилось особенно хорошо? С чем это связано?

· Какие новые виды, способы деятельности тебе пришлось применить или освоить в процессе выполнения работы?

· Обращался ли ты за помощью к товарищам, взрослым? К кому именно? Зачем?

· Что из задуманного у тебя не получилось? Почему?

· Что необходимо учесть при выполнении следующей работы?



Резюме личных недельных достижений



Я доволен тем, что…

Я расстроен тем, что…

Я был счастлив, когда…

Чтобы достичь желаемого, мне необходимо следующее…



Литература:

Формирование оценочной компетентности М.:Эврика, 2004.

Старостенкова М.В. «Зачем формировать у школьников опыт оценивания личностного продвижения в образовательном процессе?»

Начальная школа плюс до и после, №3, 2005: Цукерман Г.А.

«Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики».

Начальная школа плюс до и после, №1, 2001: Цукерман Г.А.

«Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности».

Директор школы 31, 2002. О.Леонтьева. Дамоклов меч отметок: можно ли освободить детей от его угрозы?