Организация образовательного пространства, способствующего развитию профессиональных компетенций педагога

— После запуска проекта «Школа на твоем берегу», в школе целенаправленно стал формироваться ресурс по теме "Новый педагогический профессионализм учителя", который в ходе работы аккумулировался и организационно оформился в ресурсный центр по данной тематике.
Мы видим проблему педагогической практики в несоответствии традиционной модели педагогического профессионализма современным требованиям общества, невозможности работы учителя как информатора в массе современных информационных потоков.

Школа обладает собственным ресурсом, необходимым для функционирования центра, кроме того, предполагается привлечение ученых педагогов-психологов в качестве тьюторов различных модулей.

Интеллектуальный ресурс связан с инновационным потенциалом нашего педколлектива, который реализуется в образовательном пространстве проекта «Школа на твоем берегу».

2. Целью деятельности РПЦ является:

- научно-методческое, практическое сопровождение становления, выращивания учителя нового типа;

- разработка и тиражирование моделей и механизмов эффективного педагогического взаимодействия, направленных на профессиональный рост и самоопределение педагогов, позитивно влияющих на развитие содержания образования.



3. Работа ресурсного центра позволит обеспечить решение следующих задач, стоящих перед системой образования:

- Создание условий в образовательных учреждениях для обеспечения качественного проведения учебно-воспитательного (образовательного) процесса, отвечающих требованиям современного развития науки и образования и обеспечивающих процесс согласования содержания образования всеми субъектами образовательного процесса в соответствии с переходом на образовательные стандарты нового поколения.

- Создание равных возможностей для всех категорий детей.

- Сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста.

- Обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными компетентными специалистами через создание механизмов повышения квалификации педагогов внутри образовательных учреждений.

- Внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, обеспечивающих учение детей на основе их собственной мотивации, ответственности и субъектной позиции по отношению к собственному образованию и готовности ребенка к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.



Исходя из этого, работу ресурсного центра предполагается строить в системе, состоящей из следующих модулей:
1. Механизмы осознания и развития уклада школьной жизни.
2. Механизмы командного взаимодействия педагогов и педагогического проектирования в условиях модели организации образовательного процесса на основе целостной жизнедеятельности (на примере дошкольного отделения, начальной и основной средней школы).
3. Педагогическое проектирование разновозрастной среды детского сада как системы условий для полноценного физического и психического развития детей.
4. Механизмы командного взаимодействия педагогов как условие развития модели основной школы на основе индивидуальных образовательных программ.

В работе ресурсного центра педагогическим коллективам образовательных учреждений будет предложен выбор направления работы в рамках четырех вышеобозначенных модулей, а работа в модулях будет организована в следующих формах:
- Работа в системе обучающих и проблемных семинаров с включением в реальную практику реализации проекта «Школа на твоем берегу», с последующим обсуждением и анализом педагогической деятельности;

На наш взгляд, работа ресурсного центра будет наиболее эффективна при взаимодействии со школьными педагогическими командами.

4. Предлагаемые продукты, которые могут быть получены:

- Модели и механизмы эффективного рефлексивного взаимодействия педагогов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся и преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования.

- Модели и механизмы по созданию развивающей детско-взрослой общности и развитию уклада школьной жизни.

- Эффективные технологии взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

- Модель внутренней педагогической системы аттестации.

5. Реализация программы деятельности РПЦ предполагает организацию работы по двум основным направлениям:

- Реализация ОС «Школа 2100».

- Мастерская практической педагогики под руководством доктора психологических наук, профессора Ур ГПУ Лобка А.М.

Предполагаемый результат:
1. Создание на базе школы №29 методического центра по реализации ОС «Школа 2100». Создание в городе Березовском межшкольного методического объединения по Образовательной системе «Школа 2100».

2. Составить график взаимопосещения уроков и занятий в школе, дошкольном отделении;

- создание информационного банка:

информационный банк по общеобразовательным программам;

информация о новинках методической литературы;

информация о курсах повышения квалификации;

информация о нормативных документах;

информация об участии в обучающих семинарах при институте развития образования Свердловской области

статистическая информация о количестве классов, работающих по системе в учебном году, о кадровом составе учителей и воспитателей, работающих по образовательной системе «Школа 2100»

1. Взаимопосещение уроков, анализ, формулирование проблем и трудностей;

2. Промежуточная диагностика освоения педколлективом содержания и технологии работы по учебникам Образовательной системы «Школа 2100»;

3. Диагностика результатов обученности учащихся.

4 . Анализ результатов обученности учащихся.

5. Подготовка и проведение рабочего семинара: консультации авторов по записям уроков на видео, просмотр и анализ уроков, предварительное обсуждение итогового семинара;

6. Организация и проведение городской секции учителей начальных классов «Содержание и технология работы по комплекту Образовательной системы «Школа 2100».

7. Представление опыта работы по комплекту Образовательной системы «Школа 2100» ном городском методическом дне.

8. Итоговая аттестация учащихся, анализ результатов с представлением данных ( к\р итоговых );

- подготовка документов на статус методического центра;

- тестирование воспитателей и учителей.

9. Подведение итогов работы:

- обсуждение перспектив создания межшкольного методического объединения по Образовательной системе «Школа 2100»;

10. Итоговый семинар «Решение проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным в ходе работы по Образовательной системе «Школа 2100»;

11. Участие учителей основной школы в курсах «Содержание и технология работы по комплекту Образовательной системы «Школа 2100» в основной школе».

12. Фестиваль педагогического мастерства для педагогов школ города «Применение современных педагогических технологий в процессе реализации ОС «Школа-2100».

13. Подготовка документов на статус методического центра.

14. Тестирование воспитателей и учителей.

- вручение сертификатов.

Особое место в организации деятельности мастерской практической педагогикиА.М.Лобка «Управление качеством ресурсов и условий образовательной среды в системе «учитель-ученик» отводится организации процессов диалогов опытов.

Сообщество мастерской работает над поиском ответа на вопрос: как определить качество образования педагога, не утеряв педагогической действительности, не утеряв «живую ткань своего урока», суметь сохранить и донести до профессионального сообщества суть собственной педагогической системы каждого педагога.

Предполагаемый результат деятельности мастерской: разработка инновационной системы аттестации педагогов, при которой критерии и параметры для аттестации вырабатываются и принимаются совместно педагогическим сообществом учреждения, сами педагоги являются также и экспертами относительно педагогической деятельности своих коллег; публикация и размещение инновационного процесса аттестации педагогов в сети интернет.

Тематика встреч педагогов мастерской А.М.Лобка:

Создание прецедента профессиональной психолого-педагогической
коммуникации на межпредметной основе.

Рефлексивная реконструкция индивидуальных педагогических стилистик. Построение диалога индивидуальных педагогических стилистик и практик. Построение прецедента сетевого педагогического сообщества.

Создание модели внутришкольной и межшкольной профессиональной психолого-педагогической коммуникации как эффективного инструмента
стимулирования живого педагогического творчества.
Создание системы сетевого управления развитием
образовательного процесса на основе диалога индивидуальных
педагогических стилистик и практик.

Создание прецедента личностно-ориентированной отчетности как основы для качественной оценки деятельности педагога и школы .

Создание системы личностно-ориентированного мониторинга педагогического процесса .

Создание принципиально новой модели педагогического образования, основанного на интерпретации реальных педагогических ситуаций и диалоге профессиональных психолого-педагогических комментариев.
Создание прецедента живого психолого-педагогического
дискурса, с вовлечением в него педагогов и родителей школы.

Создание сетевого сообщества «мыслящей педагогики».
Создание «карты» диалогической педагогики личностных
педагогических ресурсов школ, объединенных в "сетевой узел" .
Создание принципиально новой модели психолого-педагогического взаимодействия школ на сетевой основе.
На протяжении всего времени деятельности мастерской каждый участник имел возможность овладеть способом психолого-педагогического анализа любой педагогической ситуации.