Универсальные способы развития содержательной рефлексии в контексте критериального оценивания: из опыта работы
— Автор работы раскрывает роль развития самооценки для становления и развития личности через реализацию системы критериального оценивания.

Целью работы выступает анализ влияния и взаимодействия содержательной рефлексии и самооценки у обучающихся.

Задачей работы определяется описание способов развития содержательной рефлексии на основе реального педагогического опыта.

«Предметность образования – это становящиеся здесь и сейчас новые отношения человека и природы, человека и истории, человека и других людей, человека с самим собой» - А.И.Адамский.

С интенсивным развитием общества, науки, техники, стремительным возрастанием информационных потоков технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения. Современному педагогу приходится быть в ситуации постоянного разрыва: либо идти по пятам развития общества, опираясь на устаревшую систему знаний, понимая, что являешься носителем культуры прошлого дня, либо пытаться учить жить детей в мире, которого не знаешь сам, - в мире будущего.

…Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли?

(А.С.Пушкин)

Лишь такая развитая самооценка учащихся способна обеспечить успешность жизни в мире будущего.

В практике своей работы мы уделяем особое внимание развитию рефлексии как одной из составляющих развития личности, так как одним из самых важных умений является умение адекватно оценивать себя, свои силы, находить возможности их применению.

Однако зачастую, не смотря на требования стандарта, традиционная организация учебной деятельности мало дает возможностей стать ребенку субъектом оценки собственной деятельности даже в предметных областях, а тем более в метапредметных. Как правило, оценивающая функция – ело учителя. Учитель, выставляя количественную отметку, руководствуется чаще всего собственной интуицией или некими нормами, не анализируя деятельность ребенка и его продвижение в сознании. А такие важнейшие стороны развития личности как изменения в мотивации, интересах, степень творчества и самостоятельности, навык взаимодействия вообще извне количественно оценить невозможно.

К сожалению, наше общество не готово пока отказаться от оценки – такого простого и удобного способа сравнивать детей между собой. Но как только мы встаем на позиции личностно-ориентированного образования – мы понимаем, что ребенка нужно сравнивать самого с собой, и если мы не можем отменить стандартную отметку, то можем и должны задуматься над тем, чем ее дополнить.

Как же формировать, какими способами опыт рефлексии, оценки и самооценки?

«Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки – в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям» - Г.А. Цукерман.

Чем выше уровень рефлексивного сознания, тем выше уровень сформированности самооценки, тем более способен субъект к деятельности по самоизменению, что в дальнейшем обеспечивает личностную успешность в любом виде деятельности, так как от фиксации самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть.

Чем более сформирована у человека внутренняя оценочная инстанция – самооценка, тем менее он зависим от внешней оценки, тем менее внешняя оценка влияет на становление успешности, компетентности.

Организация проектной деятельности позволяет организовать выход за границу собственных знаний и умений. Построение догадок о неизвестном, работа в зоне «недоопределенности», где нет готовых образцов, где предстоит проверить непроверенное и несанкционированное, где высок риск ошибки, - вот в чем состоит дальнейшее приращение рефлексивной способности оценивать себя.

Самооценка учащихся состоит из следующих позиций:

Принятие субъектом цель его деятельности

Модель значимых условий деятельности

Программа собственно исполнительских действий

Система критериев успешности деятельности.

Человек выбирает сам, оценивать себя самому или ждать чужой оценки.

Основные ступени оценочной компетентности:
1. Я все могу, так как не подозреваю о своем незнании. Поэтому я смело действую наугад.

2. Я знаю, что я этого не знаю. Я сообщаю учителю о своем незнании и жду помощи.

3. Я знаю, что я этого не знаю.

4. Я знаю, чего мне не хватает, чтобы узнать. Я умею запросить у взрослого недостающую информацию.

5. Я знаю, что я этого не знаю. Но я могу так сузить границы неизвестного, чтобы описать его позитивно (о неизвестном мне известно то-то…)

Способность анализировать цели, процесс и результат своей деятельности позволяет человеку оценить самого себя. Сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в самом себе, представить образ себя завтрашнего.

В процессе деятельности наши учащиеся делают выводы:

- Человеку нужно уметь оценивать себя самому, если он хочет научиться чему-то новому.

- Уметь себя оценивать нужно учиться.

- Узкая пятибалльная система не рассказывает об ошибках и качестве работы.

- Оценивать себя можно по разным критериям.

- Максимальный балл зависит от сложности работы и не может быть постоянным.





Инструментарий оценивания основывается на формах самооценки и взаимооценки учащихся:

0. Замена традиционной отметки качественно-содержательными характеристиками, в которых учитель констатирует успехи и неудачи ребенка и размышляет о причинах этих явлений, предлагает ребенку дальнейшие пути, ни в коем случае не давая оценок его личности.

1. Приучение ребенка к мысли, что самооценка – наивысшая форма оценивания, так как дает возможность двигаться дальше самостоятельно, не оглядываясь на окружающих: а как они оценят мои действия.

2. Развивать умение объективно относиться к другим, давая оценку их деятельности. Постоянно заниматься взаимооцениванием, учиться взаимно составлять критерии оценивания деятельности и пользоваться ими.

3. Опыт рефлексии и самооценки надо организовывать регулярно, а не от случая к случаю.

Хотя личностная и учебная рефлексия неразрывно связаны между собой - и зависят друг от друга, но для удобства систематизации разделим их на две части.

Учебную рефлексию мы чаще всего проводим:

На отдельном уроке;

На погружении;

В конце изучения какой-либо темы, раздела.

Личностную рефлексию мы проводим:

При планировании своих действий («преддействие»);

При анализе каких-то общих дел, участия в них ребенка или индивидуальных проектов;

При планировании дальнейших шагов действия («последействие»



Используемые нами формы проведения рефлексии:

Качественно-содержательные характеристики.

Тетради-дневники самооценок.

Графики, таблицы, схемы.

Смотры-публикации «творческих продуктов».

Выработка совместных критериев оценивания и принятие решений по этим критериям с публичным обсуждением.

Резюме личных текущих и итоговых достижений

Книги отзывов.

Рецензии.

Качественно-содержательные характеристики собственной деятельности учащегося:

·Что получилось особенно хорошо? С чем это связано?

·Какие новые виды, способы деятельности тебе пришлось применить или освоить в процессе выполнения работы?

·Обращался ли ты за помощью к товарищам, взрослым? К кому именно? Зачем?

·Что из задуманного у тебя не получилось? Почему?

·Что необходимо учесть при выполнении следующей работы?



Резюме личных недельных достижений

Я доволен тем, что…

Я расстроен тем, что…

Я был счастлив, когда…

Чтобы достичь желаемого, мне необходимо следующее…

Письмо учителя каждому ученику.

Для детей важно, что письмо адресовано лично ему и содержит положительную информацию. Кроме учителя, писать такие письма может любой ребенок о его успехах и продвижениях, с пожеланиями на будущий год.

Коллективное творческое дело.

Поездки и экспедиции – проектирование отдельных событий. (Групповая и индивидуальная рефлексия включенности, поиска своего места, роли).

Появление желания детей самим спланировать свою жизнь в соответствии со своими интересами.

Цветовой портрет недели.

Для того, чтобы определить вместе с детьми, что обязательно нужно и что хочется сделать на этой неделе, мы восстанавливаем предыдущую с позиции успеха и проблемы.

Для описания причин чувства гордости мы выбираем красный цвет, для раскрытия проблем – фиолетовый, для счастья- желтый.

Линия жизни прошлой недели.

Ребенок на листе бумаги отмечает дни прошлой недели, для того, чтобы нарисовать свою линию жизни с ее взлетами и падениями. Значками отмечаются события, с которыми связаны «пики жизни».

Игра «Солнце класса».

На отдельной части солнца каждый может сказать спасибо своему однокласснику за что-то им сделанное. Собрав солнце, видно насколько оно полно разными, или одними и теми же людьми, разными, или однотипными основаниями.



Литература:

1. Галеева Н.Л.Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов.// Справочник заместителя директора школы, 2011.- -№9_

2. . Леонтьева О.М.. Дамоклов меч отметок: можно ли освободить детей от его угрозы?// Директор школы, № 31, 2002

3. Старостенкова М.В. «Зачем формировать у школьников опыт оценивания личностного продвижения в образовательном процессе?» Формирование оценочной компетентности М.:Эврика, 2004.

4. Цукерман Г.А. Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики. //Начальная школа плюс до и после, №3, 2005:

5. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности . //Начальная школа плюс до и после, №1, 2001: