Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина через реализацию сетевой краеведческой программы внеурочной деятельности «Следопыт»
Направление:

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина как ключевой фактор социокультурной модернизации российского общества».

«Каждый человек должен знать, где он стоит. Нельзя жить не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм, самоубийство, но не жизнь. Но ведь философия есть у каждого. Надо растить ее в себе, потому что она поддерживает жизнь в нас…»
«Менее всего следует представлять себе воспитательный процесс как односторонне активный и приписывать всю без остатка активность среде, сводя на нет активность самого ученика, учителя и всего происходящего в соприскновение с воспитанием…

При этом Выготский не признавал наличия особой, отдельной реальности, в которую включены лишь «учитель — ребенок», он постоянно выделял и исследовал связывающую их динамичную социальную среду.

Особая сложность работы учителя проистекает из того, что он, с одной стороны, должен хорошо ориентироваться в закономерностях собственной деятельности ребенка (т. е. знать его психологию), с другой — знать особенности динамики социальной среды, чтобы, умело изменяя ее, направлять в педагогически целесообразное русло течение его деятельности, создавать новые формы его сознания и поведения.

«Вот почему, — резюмирует Лев Семенович, — на долю учителя в процессе воспитания выпадает тоже активная роль — лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым различным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему нужна.

Таким образом, воспитательный процесс оказывается трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда».

«Есть один путь, позволяющий понять, что происходит во внутреннем мире ребенка (как и любого человека): его внутренняя рефлексия. И если мы хотим построить наблюдение за процессом развития детской субъективности, мы просто обязаны вступить в содержательное партнерство (сотрудничество) с ребенком и вывести его на рефлексивное размышление о самом себе» - по материалам конференции «Авторская школа», Москва, институт проблем образовательной политики «Эврика», 2005 год.

Для организации полноценного образовательного процесса, для детей с разными образовательными потребностями мною была разработана программа организации внеурочной деятельности создающая условия для интеграции урочной и внеурочной деятельности на основе ресурсов любого учебно-методического комплекса;

Так как первостепенной моей задачей в процессе разработки программы была задача вовлечения в деятельность по освоению программы детей с разными образовательными потребностями, то одной из основных характеристик программы выступает возможность ее предельной индивидуализации (в случае виртуального путешествия).

При разработке программы мною учитывался тот факт, что талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Поэтому познавательная неопределенность, модульность (в эту программу можно войти и выйти из неё на любом модуле), разноуровневость (возможность участия на разных уровнях программы обеспечивающая формирование разных уровней рефлексии) – стали основополагающими принципами программы организации внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности при реализации программы позволяет организовать выход за границу собственных знаний и умений.

Построение догадок о неизвестном, работа в зоне «недоопределенности», где нет готовых образцов, где предстоит проверить непроверенное и несанкционированное, где высок риск ошибки, - вот в чем состоит дальнейшее приращение рефлексивной способности оценивать себя.

Способность анализировать цели, процесс и результат своей деятельности позволяет человеку оценить самого себя. Сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в самом себе, представить образ себя завтрашнего.

В процессе деятельности наши учащиеся делают выводы:

- Человеку нужно уметь оценивать себя самому, если он хочет научиться чему-то новому.

- Уметь себя оценивать нужно учиться.

- Узкая пятибалльная система не рассказывает об ошибках и качестве работы.

- Оценивать себя можно по разным критериям.

- Максимальный балл зависит от сложности работы и не может быть постоянным.

Инструментарий оценивания основывается на формах самооценки и взаимооценки учащихся:

Качественно-содержательные характеристики.

Тетради-дневники самооценок.

Графики, таблицы, схемы.

Смотры-публикации «творческих продуктов».

Индивидуальная образовательная программа

«СЛЕДОПЫТ»

Материалом для изучения выступает культурное наследие Урала, либо края, в котором проживает в настоящее время ребенок-участник программы. Участие в программе организует деятельность учащегося по изучению и осмыслению своих культурно-исторических корней. Данная поисково-исследовательская деятельность и выступает предметностью.

Цель: создать необходимые условия - полноценные образовательные и культурные среды, для активизации интеллектуальных качеств учащихся с разными образовательными потребностями в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности.

Возраст участника программы: учащиеся 1-7 классов.

Предполагаемый результат:

На основе познания отдельного участка Среднего Урала, (родного края), обретение учащимся целостного образа культурно-исторического, географического пространства данной (своей) местности, выступающего средством самоопределения, проектирования, развития личности.

Предполагается получение трех уровней основных результатов:

1 уровень - приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

2 уровень - формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

3 уровень - приобретение опыта самостоятельного социального действия;







Задачи:

Развить комплексное интегрированное мышление, побуждающее учащегося к сознательной продуктивной преобразовательной деятельности, на деятельность во благо людей

• Развить творческие способности и коммуникативные умения, способности работать с различными источниками информации, систематизировать, интерпретировать ее, передавать собеседнику. Совершенствовать навыки литературного творчества, письменной работы со словом и практических навыков ИКТ.

• Предоставить ребенку возможность для общественного признания, оценки, самореализации.

Содержанием программы является совокупность краеведческого материала, предложенного программой, либо материала того края, где проживает ребенок, и деятельности, которую совершает учащийся в процессе освоения программы.

Освоение содержания программы предполагается разными способами:

1.Через погружение в местный материал: участие в образовательных путешествиях, поисково-исследовательских экспедициях.

2.Средствами сети Интернет.

Объектами деятельности выступают исторически значимые места, культурные комплексы или природные памятники Свердловской области.

В комплект программы входит электронная краеведческая библиотека и справочник юнкора.

Предполагается три уровня освоения программы, соответственно, осуществление деятельностей трех порядков.

Деятельность первого порядка предполагает овладение содержанием краеведческого материала через участие в образовательном путешествии, экспедиции, сеть Интернет, через библиотеку программы, и предоставление результата работы в виде творческого продукта по выбору учащегося (реферат, эссе, статья, викторина, кроссворд, фотогалерея и др.) в электронную газету краеведческой направленности, размещенную в сети интернет на сайте педагога.

Деятельность второго порядка предполагает самостоятельную разработку заданий для практического погружения на местности на основе деятельности первого порядка, выполнение заданий заочно, либо осуществление реального погружения в краеведческий материал и оформление отчета по результатам путешествия в виртуальную газету, соответственно жанрам журналистики.

Деятельность третьего порядка предполагает организацию исследования на основе деятельностей первого и второго порядка, обнаружение проблематик по изученным материалам, с дальнейшим обсуждением на форуме учительского сайта, в виртуальной газете.

При этом, по итогам освоения каждого уровня программы, ребенком создается творческий продукт, который размещается в электронной краеведческой газете на сайте педагога и, в свою очередь, является необходимым составляющим элементом задания следующего уровня.

перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;



Общая структура электронной образовательной программы представлена в Приложении в виде презентации Power Point.

Информационно-методическое обеспечение

1. Используемая литература:

Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области.- Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1984.

Архипова Н.П. Окрестности Свердловска.- Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1981.

Большаков В., Таршис Г., Безель В. Региональная экология: Учебник. – Екатеринбург: «Сократ», 2000.

Капустин В.Г., Корнев И.Н. География Свердловской области: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та; Изд-во Дома учителя,1998.

Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы /Отв. ред. Н.С.Корытин.- Екатеринбург: Баско, 2008.

Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области: Топонимический словарь.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2007.

Нездолий Т.П. Путешествуем по Свердловской области: Природа Среднего Урала .- Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007.

Приходы и храмы Екатеринбургской епархии. 1902 г.

2. Цифровая библиотека программы, которая включает в себя обширный материал по объектам программы: озера, скалы, реки Среднего Урала, исторически значимые места, большой фотоархив для заочных путешествий, справочник юного корреспондента (См. Приложение).



Данная программа реализуется мною уже пятый год.

За четыре года участники программы совершили много увлекательных путешествий:

музей-заповедник в Нижней Синячихе;

музей П.И.Чайковского в Алапаевске;

музей уральского зодчества в селе Коптелово;

природный парк- заповедник «Оленьи ручьи»;

Брезовский рудник по добыче золота;

Кунгурские ледяные пещеры;

музейный комплекс Невьянская наклонная башня;

мастер-класс по изготовлению глиняной посуды в селе Быньги;

дом-музей П.П.Бажова в Сысерти;

Сысертский фарфоровый завод;

дом-музей писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка в Висиме;

Висимский заповедник оленей, страусиная ферма;

«Аквилон» - Челябинский питомник ездовых и сибирских лаек;

фабрика мороженого, завод пепси–колы в Екатеринбурге;

музеи Ф.М.Решетникова и дом-музей Д.Н.Мамина Сибиряка в Литературном квартале Екатеринбурга;

реальные и виртуальные выставки детского центра музея истории Екатеринбурга;

экологическая экспедиция в г.Невьянск в мастерскую по изготовлению валенок;

Материалы каждого путешествия выступали предметом рефлексии учащихся в процессе создания своего творческого продукта, с возможностью дальнейшего его предъявления школьному сообществу.