«Учитель прикасается к вечности:
никто не может сказать, где кончается его влияние..."
(г.Адамс)
Почему я выбрала профессию Учитель?
Будучи третьеклассниками, мои ученики принимали участие в городской контрольной работе «Моя жизненная карьера». Во время интересной, захватывающей, но сложной для учеников начальной школы подготовительной работы, после моего увлеченного рассказа о том, как важно для человека определиться с правильным выбором профессии, Богдан

(ныне уже студент ВУЗа) спросил:

- Елена Феодосьевна, а почему Вы выбрали профессию учитель? Когда Вы решили стать учителем?

Эти вопросы почему-то застали меня врасплох: ведь сколько себя помню, я все время хотела быть учителем. Будучи еще дошкольницей, собирала вокруг себя младших, и мы непременно играли в школу: я давала ребятам задания и с важным видом проверяла их работы. Большая часть нашей игры «в школу» уходила на конструирование парт и скамеек. В то время очень сложно было со всеми строительными материалами, да и народ вокруг жил небогатый, зато около каждого дома лежало большое количество пустых зеленых ящиков из-под аммонала (взрывчатое вещество такое), ведь рядом работал большой карьер по добыче гранита. Вот из этих ящичков мы и сооружали себе подобие классов и школьной мебели.


Любимый учитель – эталон будущей профессии.

В школу пошла – учиться всегда любила. Были и любимые педагоги, особенно учитель истории Владимир Тимофеевич. Ни один урок истории, который вел Владимир Тимофеевич в нашей поселковой школе, не был похож один на другой: ни по содержанию, ни по форме. То стремительно, порывисто врывается в класс, и мы становимся очевидцами исторической битвы, то в самом начале урока, многозначительно посмотрев на каждого, рассказывает какую-то притчу, а потом, казалось бы, совершенно без всякой связи, начинает опрос домашнего задания… а к притче ты мысленно возвращаешься еще много-много раз уже и по дороге из школы домой, и вечером перед сном. Он был восхитителен: умен, спортивен, интеллигентен, он был учителем жизни.

Мне очень хотелось быть похожей на него. Эти уроки я помню всегда, они во мне, когда я захожу, сегодня в класс к детям
Коммунарская методика – основа учительской деятельности!

Начиналась моя педагогическая карьера со Свердловского отряда вожатых: работала и старшей пионерской вожатой и учителем начальных классов одновременно.

Замечательное было время: семинары и конкурсы, романтика и энергия лесного костра, и миссия педагога, принятая мною на всю жизнь, из песни о свердловском вожатом: рядом, (с ребенком) и, конечно, немного впереди… В то время я была увлечена погружением и освоением коммунарской методики И.П.Иванова, которая впоследствии выручала меня всю мою педагогическую жизнь.

Без развития – нет учителя!
«Развиваться нет проблем. Хочешь развиваться – меняй условия жизни», - так учил А. М. Аронов, доцент Красноярского университета, на выездных региональных семинарах по развивающему обучению.

А за меня всё меняла сама жизнь: муж-военнослужащий, каждые четыре года – новое место жительства, новая школа, новый коллектив. Свердловск, Забайкалье, Венгрия, Киев, Приморский край, Екатеринбург.

Приехали по назначению мужа в город Арсеньев Приморского края. В школе предложили работать в экспериментальном «стоячем» классе. Парты - конторки, по здоровьесберегающей технологии. Это самый замечательный класс в моей жизни! Все (28 человек) выросли умными, красивыми, достойными людьми. У всех прекрасные семьи. Мы с ними поддерживаем постоянную связь в соцсетях.


«Уча других, мы учимся сами...» (Л. Сенека)

Как-то в соседний Хасанский район, посёлок Славянка, на семинар приехала команда преподавателей Свободного педагогического университета «Эврика», ректором которого был А.И. Адамский, в свои 27 лет ставший доктором философии образования. В 1994 году я стала выпускницей свободного университета «Эврика», но «Эврика» со мной осталась на всю жизнь.

Как раскрыть природные способности ребенка? Как, не навредив природе каждого маленького человечка, научить его познавать мир? Как сохранить самость, индивидуальность ребенка, но при этом научить его встраиваться успешно в мир?

Как вырастить человека успешного, уверенного в себе, максимально полезного окружающему миру, счастливого человека? В попытках поиска ответов на эти вопросы я строила свою педагогическую деятельность, искала ответы у своих учителей.

Стажировки между сессиями проходили по разным регионам России. Студенты свободного университета занимались исследовательской деятельностью, работали в качестве аналитиков и координаторов групп, вели мастер-классы во время школьных каникул. А как только возвращались домой – все приобретенные педагогические умения, сразу же применяли на практике со своими учениками.

Это стало правилом на всю педагогическую жизнь: мои ученики всегда скучают, если я от них уезжаю на семинары, конференции, курсы, но с огромной радостью реагируют на всё новое, что я привожу с собой в своём педагогическом арсенале.

Первые сессии проходили в Нарве и Подмосковье. Последующие стажировки в Южно-Сахалинске, Владивостоке, Уссурийске, Находке, Арсеньеве, Лондоне и на Кипре.

С нами работали лучшие педагоги, профессионалы, мастера своего дела, учёные-психологи, философы с мировыми именами (последователи Л.С. Выготского): В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин, Ф. Т. Михайлов.

Размышляя о предназначении профессии Учитель, не могу не сказать о ректоре университета «Эврика», сегодня научном руководителе института проблем образовательной политики «Эврика» А.И. Адамском. Александр Изотович – мой Учитель, начиная с 1992 года.

«Эврика» для меня не просто клуб, университет, движение — это радость и вкус познания, творчества, жизни, позитивных перемен, стремление к совершенному, лучшему. «Эврика» – это образ жизни, который на протяжении вот уже более сорока лет я передаю своим ученикам.

Каждый день, каждый урок, каждое мгновение общения с детьми – это любовь к ребенку. Стараюсь так организовать образование, чтобы дети, которых я учу, обладали, на мой взгляд, главными чертами человека современности. Коммуникабельность. Позитивное мышление. Способность иметь и отстаивать не только своё мнение, но и принимать чужое. Умение «подать» себя, быть успешным.

Миссия современного учителя.

«Основное требование к учителю в новых условиях – полнейший отказ от «футляра» и развитие всех сторон, которые дышат активностью и жизнью.» Из книги Л.С. Выготского "Психология и учитель"


Педагогическая миссия учителя сегодня, кажется мне довольно непростой: научить детей жить в мире, которого не знаешь сам, научить детей жить в мире будущего.

Лет этак пятнадцать назад на одном из фестивалей «Авторская школа» в Москве, я познакомилась и подружилась с гениальным ученым, педагогом-психологом из Екатеринбурга Лобком Александром Михайловичем. Совместное сотрудничество в экспериментальном проекте по организации образовательного процесса для одаренных детей из Невьянского детского дома, долгие, захватывающие беседы в лаборатории вероятностного образования… Несколько лет Александр Михайлович Лобок проводил на базе нашей Старопышминской школы мастерскую ресурсно-педагогического центра по «живой» практической педагогике. Вместе со своими коллегами я училась у Александра Михайловича слушать и слышать ребенка, строить урок, опираясь на реальный интерес ученика.



«Самое высшее наслаждение — сделать то, чего, по мнению других, вы не можете сделать.» - У. Бэджет.

Чуть больше года назад моя педагогическая судьба обрела неожиданное для меня направление: я стала педагогом ресурсного класса для детей с расстройством аутистического спектра. Безусловно, и ранее мне приходилось работать с детьми ОВЗ в условиях инклюзии, но это не было основным направлением моей деятельности.

И только огромное внутреннее желание помочь таким детям, ощущение уверенности, что у меня есть для этого большой образовательный, методический и энергетический потенциал – придали мне уверенности в том, что сегодня это для меня самое важное и нужное дело.



Во всем мире растет количество детей с расстройством аутистического спектра. И задача современной школы и педагогов принять вызов, быстро адаптироваться и включиться в работу с такими особыми детьми. Очень много открытых вопросов о том, как учить и воспитывать таких детей. Для них невозможно написать одну программу на всех, они настолько все разные, хотя в чем-то и похожи. Нужно честно признаться, что не все педагоги готовы начать такую работу. Кто-то считает, что таких детей надо учить в специализированных учебных заведениях. Но я убеждена в том, что такие дети должны быть в общеобразовательной школе. Они должны видеть открытый мир, других людей и детей, они очень много понимают, и, несмотря на противоречивые мнения, социализируются в обществе.

Еще на ситуацию обучения детей с РАС в общеобразовательной школе можно взглянуть и с позиции воспитания обычных детей, которые учатся принимать не таких, как они, помогать им.

После многих раздумий я дала согласие и стала учителем ресурсного класса.

Это было не простым решением, так как задача перед педагогом стояла сложная и ответственная: начать школьное обучение двоих неговорящих детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзии по модели Ресурсный класс.

Как же все начиналось?

Много было прослушано лекций, вебинаров, прочитано статей, методических рекомендаций. Но, оказалось, этого недостаточно: мы много знали в общем, но не понимали, как мы будем все рекомендованное реализовывать конкретно в наших условиях.

Мы закупили полный комплект учебников и методических пособий, подготовили счетный и дидактический материал, игрушки, кубики, пирамидки, конструкторы и т.д.

Но, как оказалось на практике, ни одни учебники и пособия нам не подошли полностью. Некоторые мы смогли использовать только частично.

Специалистам известно, что дети с РАС имеют различные особенности в поведении.

Перед нами вставали один за другим вопросы, которые требовали принятия решений.

Мы очень долго обсуждали, планировали, спорили, несколько раз меняли будущие сценарии поведения. Но вот договорились, и стали с тревогой ждать предстоящего события…
Наступило долгожданное утро 1 сентября,
и больше ничего из запланированного нами накануне не совпало. Все пошло совершенно по-другому…

Не хуже, не лучше, просто по-другому.
Вот так мы теперь и живем. Проектируем занятия, готовимся, обсуждаем и понимаем, что в момент урока, скорее всего, все пойдет по-другому.

Все будет зависеть от ребенка. В нашем случае самочувствие, мироощущение, восприятие, мотивирующий интерес ученика – это главное содержание образования в конкретный день, реальный момент урока.

Работа с детьми с РАС учит меня быстро адаптироваться, менять сценарий и быть готовой ко всему.

Я быстро убедилась, что нашим детям, более чем кому-либо, нельзя навязать содержание, принесенное извне, содержание обучения, не переживаемое личностно.

После проведенных занятий вместе с тьюторами, сопровождающими детей, анализируем: что из задуманного сработало, а что нет, и почему так получилось, придумываем новые методические ходы.

Но наши дети уникальны! Они великолепно чувствуют методическую фальшь! Так называемую, по словам автора теории вероятностного образования, доктора психологических наук А.М. Лобка, «образовательную вату». Мы поняли, что ребенка с расстройством аутистического спектра нельзя посадить за парту и начать пространное, возможно и очень полезное, рассуждение на какую-нибудь тему. Такой педагогический прием – как сделать замечание, попросить что-то выполнить ему неинтересное – не срабатывает. Ребенок может просто громко закричать (так как не может говорить), либо оттолкнуть, скинуть с парты все предложенное педагогом. Эти дети – деятели, с ними сразу же надо начинать деятельность, пока внимание ребенка не рассеялось.

Деятельность – ключевое слово!

«Потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, никто-либо другой не может предсказать результат»
А.М. Лобок.


Существует мнение, что у детей с РАС слабое произвольное внимание. Но практика показывает, что, включившись в деятельность, наши ученики способны очень долго удерживать свое внимание: пока не будет решена задача. Но здесь ключевое слово – деятельность. Не учебное действие, предложенное педагогом, а деятельность, совпадающая, прежде всего, с внутренним посылом ребенка, его, возможно не явленными ещё, образовательными потребностями. Почувствовать, уловить, предвидеть, если надо, мгновенно перестроиться под образовательную потребность ребенка — вот суть нашей педагогики.


Метод сенсорной интеграции – перспективное и продуктивное направление для работы с детьми ОВЗ.

Сегодня, по мнению психолога Б.Д. Эльконина, особое время. Последние несколько десятилетий наблюдается мировой кризис детства. Он затрагивает многие аспекты и, в первую очередь, поведенческие.

Кризис детства основан на кризисе детской игры. Все дальше и дальше наши дети отодвигаются от природы, все реже и реже играют друг с другом. Дети предпочитают гаджеты, во время игры в которые нет необходимости в природной окружающей среде, в другом ребенке.

Все чаще и чаще можно увидеть детей, например, на детской площадке или в школе, поведение, которых кажется нам странным и необъяснимым. Такие дети неуправляемы, кажутся нам упрямыми, не слышат, что им говорят, с трудом взаимодействуют с другими людьми, не способны на длительную концентрацию внимания, имеют трудности в обучении, несамостоятельны, слабо контролируют свои эмоции.

Один из способов разрешения поведенческих проблем и подготовки базы для развития критического мышления, формирования личного опыта преодоления трудностей и принятия ответственности за свои решения – это использование метода сенсорной интеграции.

Занятия по сенсорной интеграции в нашей школе на базе ресурсного класса можно наблюдать из окон разных кабинетов и окон школьной столовой. Если смотреть со стороны, то многим может показаться, что в этом кабинете занимаются абсолютной ерундой: то ребенок скрывается в каком-то подвесном «мешке», а педагог раскачивает его из стороны в сторону, что-то приговаривая; то двое детей неуклюже карабкаются на подвесное бревно, а педагог при этом им не помогает, и, когда, наконец, детям удается достичь желаемого, педагог зачем-то быстро их стряхивает с бревна, дети радостно падают вниз на груду мягких пружинящих подушек.

Подвесная крутящаяся платформа, с которой свешиваются ноги и голова ребенка, при этом внизу везде разбросаны карточки с какими-то словами, примерами из таблицы умножения.

Дети раскачиваются в больших цветных пятислойных гамаках и перелазят из одного подвешенного снаряда в другой. Двое взрослых стоят по бокам гамака, в котором лежит ребенок, и трясут поочередно его с двух сторон. Чуть в стороне еще один педагог читает рифмованные строки ребенку, прыгающему на батуте.

Что это? Комната развлечений?

«Ничего себе, как у них уроки проходят! Так это же простое баловство!» - так может подумать сторонний наблюдатель. Многие так и думают, не понимая, что в этих упражнениях кроется глубокий смысл и огромный труд под названием Развитие сенсорной интеграции ребенка. Эта система занятий стала неотъемлемой частью моей современной педагогической методики

Учитель будущего - кто он?
Во время мастер-классов с А.М.Лобком мы обретали способность уметь раскрыть, рассказать родителям, педагогам сущность своего педагогического почерка, «не утеряв педагогической действительности, не утеряв «живую ткань своего урока».

На мой взгляд, это умение – одна из главных характеристик учителя будущего.

Учителю будущего придется выступать в роли организатора постоянно меняющегося реального и цифрового учебных процессов, заточенных под каждого конкретного ученика. «Но на контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса, чем сейчас», считает педагог Александр Демахин, с которым я полностью согласна.

Современный учитель, как и учитель будущего, должен обладать всеми навыками человека XXI века: критическим мышлением, социальным интеллектом, креативностью, информационной грамотностью, цифровой грамотностью, медиа грамотностью, гибкостью, готовностью меняться, инициативностью. Хочется отметить, что педагогу ресурсного класса без всех этих навыков просто не обойтись!

Уже сегодня в реальной педагогической практике осуществлять современное образование мне во многом помогают индивидуальные образовательные программы, обучение по которым дети могут осуществлять через сеть Интернет. Благо в Старопышминской школе для этого есть все условия: в прошлом учебном году каждому ученику, и учителю, администрация школы передала в пользование с целью улучшения качества образования новенькие планшетные компьютеры с возможностью работы в сети Интернет в режиме онлайн. Учимся вместе с ребятами и их родителями, пользоваться огромными электронными ресурсами сети, учимся ориентироваться в потоках информации и самим для себя выстраивать образовательный путь.

Вот и подходит к концу мое повествование. Прочитав написанное, я поняла, что большей частью мой рассказ получился о моих учителях. И ведь это неспроста.

В беседе с журналистами о значении профессии Педагог, мой любимый директор Исетской школы, школы, в которой я училась, сказал следующее: «Есть известная притча про одного прославленного учителя физкультуры. Дело было еще в древней Греции; он будто бы с гордостью говорил, что всегда по одной походке безошибочно узнает своего ученика, даже если тот несет с рынка капусту!»

Стоит задуматься – а могу ли я, современный учитель, вот так же безошибочно узнавать своих учеников?

Видимо, должен пройти не один десяток лет, чтобы стали заметны и проявлены те самые черты, о которых говорил мудрый директор.

Сегодня у меня у самой уже много выпускников, многие из них находят меня через социальные сети, география их жизни очень разнообразна: Владивосток, Киев, Одесса, Санкт-Петербург, Рим, Хабаровск, Арсеньев, Екатеринбург. Быть может, для кого-нибудь из них я тоже стану или уже стала человеком, образ которого ученики несут в себе через всю жизнь. Ведь педагог – профессия на века!

Е.Ф.Крощихина.