0. Я все могу, так как не подозреваю о своем незнании. Поэтому я смело действую наугад.
1. Я знаю, что я этого не знаю. Я сообщаю учителю о своем незнании и жду помощи.
2. Я знаю, что я этого не знаю.
Я знаю, чего мне не хватает, чтобы узнать. Я умею запросить у взрослого недостающую информацию.
3. Я знаю, что я этого не знаю. Но я могу так сузить границы неизвестного, чтобы описать его позитивно ( о неизвестном мне известно то-то…)
Каковы сегодня реальные возможности у педагога по организации пространства рефлексии, по выращиванию оценочной компетентности у обучающегося, в рамках реализации ФГОС НОО?
Организация проектной деятельности позволяет организовать выход за границу собственных знаний и умений. Построение догадок о неизвестном, работа в зоне «недоопределенности», где нет готовых образцов, где предстоит проверить непроверенное и несанкционированное, где высок риск ошибки, - вот в чем состоит дальнейшее приращение рефлексивной способности оценивать себя.
Способность анализировать цели, процесс и результат своей деятельности позволяет человеку оценить самого себя. Сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в самом себе, представить образ себя завтрашнего.
В процессе деятельности наши учащиеся делают выводы:
- Человеку нужно уметь оценивать себя самому, если он хочет научиться чему-то новому.
- Уметь себя оценивать нужно учиться.
- Узкая пятибалльная система не рассказывает об ошибках и качестве работы.
- Оценивать себя можно по разным критериям.
- Максимальный балл зависит от сложности работы и не может быть постоянным.
Инструментарий оценивания основывается на формах самооценки и взаимооценки учащихся:
Качественно-содержательные характеристики.
Тетради-дневники самооценок.
Графики, таблицы, схемы.
Смотры-публикации «творческих продуктов».
Выработка совместных критериев оценивания и принятие решений по этим критериям с публичным обсуждением.
Резюме личных текущих и итоговых достижений
Качественно-содержательные характеристики собственной деятельности учащегося:
· Что получилось особенно хорошо? С чем это связано?
· Какие новые виды, способы деятельности тебе пришлось применить или освоить в процессе выполнения работы?
· Обращался ли ты за помощью к товарищам, взрослым? К кому именно? Зачем?
· Что из задуманного у тебя не получилось? Почему?
· Что необходимо учесть при выполнении следующей работы?
Резюме личных недельных достижений
Я доволен тем, что…
Я расстроен тем, что…
Я был счастлив, когда…
Чтобы достичь желаемого, мне необходимо следующее…
Литература:
Формирование оценочной компетентности М.:Эврика, 2004.
Старостенкова М.В. «Зачем формировать у школьников опыт оценивания личностного продвижения в образовательном процессе?»
Начальная школа плюс до и после, №3, 2005: Цукерман Г.А.
«Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики».
Начальная школа плюс до и после, №1, 2001: Цукерман Г.А.
«Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности».
Директор школы 31, 2002. О.Леонтьева. Дамоклов меч отметок: можно ли освободить детей от его угрозы?