Обучение детей с расстройством
аутистического спектра.
В настоящее время особую актуальность обретает проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в десятки раз. Проблема их социальной адаптации стала предметом особого внимания многих наук.




В нашей школе организован ресурсный класс для обучения детей с расстройством аутистического спектра. Второй год я занимаюсь с неговорящими детьми с глубокой степенью аутизма, изобразительным искусством. Понять, как работать с особыми детьми, мне помогло участие в школьных педагогических мастерских, работе Всероссийского научно-практического семинара «Технологии включения лиц с РАС в образовательную среду», VII Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения» в г. Москва.

В нашей школе организован ресурсный класс. Второй год я занимаюсь с ребятами изобразительным искусством.

Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей - аутистов и имея в копилке «набор» приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях. Работа с аутичным ребёнком – деликатное дело, требующее большого количества времени.

Моя работа с Ваней и Машей (не говорящие дети)строится по такому плану: выполняем сначала что-то вместе (создавала впечатление успеха от деятельности), а затем работаем по обучению новому навыку. Работа идёт очень медленно, кажется, что всё бесполезно. Но многократное повторение с комментированием всего процесса даёт положительные результаты. Дети индивидуальны, и с каждым работа идет по разному.

Я «пристраиваюсь» к ним, под них, при организации учебного процесса я использую специальные приемы работы:

-постоянство в пространственной организации деятельности, что позволяет избежать многих поведенческих проблем; ритуал подготовки к занятию: надеваем фартук, нарукавники.

-занятия по расписанию, задания последовательные: рассматриваем образец или лист с заданием, обводим пальчиком, обводим воображаемой кистью, карандашом, цветом (карандаш, мелок, краска), лепим, приклеиваем;

- создаю благоприятный психологический климат; НООО

- стараюсь давать четкие и краткие инструкции. Инструкции должны быть понятны и отнесены к короткому интервалу времени: «Возьми ручку», «Положи ручку», «водичка», «краска», «рисуем»,тогда они будут доступны ребенку.

- в прописях, раскрасках указываю линиями направления движения руки;

- во время занятий я стараюсь использовать большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с ватными палочками и т.д. Чтобы снять мышечное напряжение работали с крупами , с пластилином, с водой, раскрашивали пальчиками рисунки. Это поднимает общую активность ребенка и снимает его патологическое напряжение.

Для особого ребенка - творить - это не обязательно создавать новое. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он больше осознает себя, расширяем совой опыт, общается с педагогом и другими детьми, начинает больше доверять себе и другим. Приняли участие в конкурсе

В 2021г. и заняли 2 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество» 3 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество», Лауреат в номинации «Рисунок», Всероссийский творческий конкурс для детей с ОВЗ «Яркий мир фантазий» г. Санкт-Петербург