Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности через организацию работы ресурсно-педагогического центра
— «Предметность образования – это становящиеся здесь и сейчас новые отношения человека и природы, человека и истории, человека и других людей, человека с самим собой» - А.И.Адамский.
С интенсивным развитием общества, науки, техники, стремительным возрастанием информационных потоков технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения. Современному педагогу приходится быть в ситуации постоянного разрыва: либо идти по пятам развития общества, опираясь на устаревшую систему знаний, понимая, что являешься носителем культуры прошлого дня, либо пытаться учить жить детей в мире, которого не знаешь сам, - в мире будущего. Как только педагог выбирает образование будущего, он попадает в ситуацию организации практики инновационной деятельности.
В связи с принятием и введением нового стандарта начального общего и основного образования, к педагогам предъявляются новые профессиональные требования.

Обратимся к требованиям стандарта относительно планируемых результатов освоения основной образовательной программы:

·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Как видно из выше перечисленного, в связи с переходом на новые образовательные стандарты для осуществления оценки достижения результатов образования либо педагог должен обладать особой психологической подготовкой, либо каждый класс должен курировать отдельный психолог в совместной деятельности с педагогом.

Учитывая то, что наше ОУ реализуя проект «Школа на твоем берегу», находится в инновационном режиме, то соответственно и система управления строится в инновационном режиме, основываясь на сетевом принципе. Особенности сетевой системы управления: суть положения дел в организации удерживается целым кругом людей и не сходится по вертикали к верхушке пирамиды.

Сетевое управление невозможно, если каждый участник дела разбирается только в своей области, «как бы хорошо он в ней не разбирался», и чужд всему остальному. Если нет областей совместного понимания, то невозможен и режим равноправного взаимодействия и неизбежно вступает в силу режим «распоряжения и исполнения их».

Как организовать психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях,

когда каждый педагог, работая на «будущее» учащихся, автоматически попадает в инновационный режим,

когда школа, реализуя инновационный проект, работает в инновационном режиме, осуществляя сетевую модель управления,

когда в условиях реализации новых требований ФГОС, учитель должен обладать широкими и глубокими знаниями по возрастной психологии, и психологии развития? – вот основной вопрос, в поисках ответа на который на базе нашей школы был создан ресурсно-педагогический центр для педагогов и воспитателей нашего образовательного учреждения и школ, детских садов города Березовского.

Такими областями совместного понимания и выступает пространство деятельности ресурсного педагогического центра нашей школы.

Реализация программы деятельности РПЦ предполагает организацию работы по двум основным направлениям:

- Реализация ОС «Школа 2100».

- Педагогическая лаборатория под руководством доктора психологических наук, профессора Ур ГПУ Лобка А.М. «Управление качеством ресурсов и условий образовательной среды в системе «учитель-ученик».

Реализуя концепцию образовательной системы «Школа 2100», мы, прежде всего, отвечаем на вопрос «Чему учить и как учить» современного ребенка. Можно ли старыми способами вложить в голову ребенка все возрастающее и возрастающее количество информации?

Что же, действительно, представляет из себя образовательный процесс, если учитель берет учебники разных авторов, с разными принципами обучения, способом подачи материала? Если приказы администрации противоположны взглядам учителя…?

В таком случае, образовательный процесс школы напоминает автомобиль с разными колесами, только куда на таком автомобиле доберешься?

Печальный облик представляет образовательный процесс в виде отдельных предметов, если нет согласия между педагогами школы. Что же испытывает сам учитель в данной ситуации, какой получается результат работы учителя?

Школа традиционно считала своей важнейшей целью передачу знаний. Поэтому учитель был спокоен, если все необходимые знания он изложил своим ученикам. Однако в условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание предмета становится средством для развития личности.


Чему учить?
Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т. п., попыток построения). В рамках первых попыток построения системы таких метапредметных результатов мы встречаемся с новыми терминами. Но внимательное сравнение позволяет увидеть знакомые ориентиры системы общеучебных умений, которую Образовательная система «Школа 2100» внедряет уже многие годы и даже специально для подобных целей создала свои «Дневники школьников».

Рост информации требует формирования умения работать с ней. Для этого учебник не должен включать лишь краткое изложение единственной точки зрения, а быть похожим на жизнь, в которой нам постоянно приходится искать и находить нужную информацию, учиться выбирать.

Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены, как и жизнь, в соответствии с принципом минимакса: они включают не только обязательный для усвоения минимум, но и максимум. Обучаясь находить минимум школьники учатся работать с информацией, а максимум позволяет интересующемуся ученику найти свою зону ближайшего развития и учиться по своей образовательной траектории.

Как учить?
В Образовательной системе «Школа 2100» реализуется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания. Технология продуктивного чтения. Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют прочитать скрытый авторский смысл. Ученики на каждом уроке встречаются с различными видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную науку, сферу окружающего мира. Прежде необходимо вычитать, найти важное, раскодировать и добиться точности понимания текста.

Третья технология оценки учебных достижений учащихся создает комфортные условия на уроках, так как включает каждого ученика в процесс оценки собственной деятельности (самооценка).

Данная технология помогает ребятам анализировать результат своей работы, оценивать, что получается хорошо, что требует особого внимания.

Используемая в Образовательной системе «Школа 2100» технология оценивания учебных успехов предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик, причем оценка дается в качественной форме.

Важнейшую роль в технологии оценки учебных успехов играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать, и сам ставит себе отметку. Технология оценивания учебных успехов способствует развитию всех групп общеучебных умений.

Особое место в организации деятельности педагогической лаборатории А.М.Лобка

«Управление качеством ресурсов и условий образовательной среды в системе «учитель-ученик» отводится организации процессов диалогов опытов.

Сообщество лаборатории работает над поиском ответа на вопрос: как определить качество образования педагога, не утеряв педагогической действительности, не утеряв «живую ткань своего урока», суметь сохранить и донести до профессионального сообщества суть собственной педагогической системы каждого педагога.

Предполагаемый результат деятельности психолого-педагогической лаборатории: разработка инновационной системы аттестации педагогов, при которой критерии и параметры для аттестации вырабатываются и принимаются совместно педагогическим сообществом учреждения, сами педагоги являются также и экспертами относительно педагогической деятельности своих коллег; публикация и размещение инновационного процесса аттестации педагогов в сети интернет.

При сетевой организации индивидуальный опыт того или иного «узла» оказывается востребованным необычайно быстро.

«Но не в качестве примера для подражания, не в качестве материала для распространения, а именно в качестве зеркала, которое позволяет увидеть свой собственный опыт. Не потребность научиться чему-либо, не потребность перенять передовой опыт, но потребность вслушаться в голос другого – так это происходит в сетевом взаимодействии и развитии культуры» - А.М.Лобок.

На протяжении всего времени деятельности лаборатории каждый участник имел возможность овладеть способом психолого-педагогического анализа любой педагогической ситуации.



ЛИТЕРАТУРА

Инновационные центры повышения квалификации.-М.:Эврика, 2003

Лобок А.М. «Узы культуры и педагогики»». Российское образование. Сетевой подход – 2003, №3

Щедровицкий П.Г. Очерки философии образования. М.:Педагогический центр «Эксперимент», 1993.