С интенсивным развитием общества, науки, техники, стремительным возрастанием информационных потоков технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения. Современному педагогу приходится быть в ситуации постоянного разрыва: либо идти по пятам развития общества, опираясь на устаревшую систему знаний, понимая, что являешься носителем культуры прошлого дня, либо пытаться учить жить детей в мире, которого не знаешь сам, - в мире будущего. Как только педагог выбирает образование будущего, он попадает в ситуацию организации практики инновационной деятельности.
В связи с принятием и введением нового стандарта начального общего и основного образования, к педагогам предъявляются новые профессиональные требования.
Обратимся к требованиям стандарта относительно планируемых результатов освоения основной образовательной программы:
·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
·метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
·предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Как видно из выше перечисленного, в связи с переходом на новые образовательные стандарты для осуществления оценки достижения результатов образования либо педагог должен обладать особой психологической подготовкой, либо каждый класс должен курировать отдельный психолог в совместной деятельности с педагогом.
Учитывая то, что наше ОУ реализуя проект «Школа на твоем берегу», находится в инновационном режиме, то соответственно и система управления строится в инновационном режиме, основываясь на сетевом принципе. Особенности сетевой системы управления: суть положения дел в организации удерживается целым кругом людей и не сходится по вертикали к верхушке пирамиды.
Сетевое управление невозможно, если каждый участник дела разбирается только в своей области, «как бы хорошо он в ней не разбирался», и чужд всему остальному. Если нет областей совместного понимания, то невозможен и режим равноправного взаимодействия и неизбежно вступает в силу режим «распоряжения и исполнения их».
Как организовать психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях,
когда каждый педагог, работая на «будущее» учащихся, автоматически попадает в инновационный режим,
когда школа, реализуя инновационный проект, работает в инновационном режиме, осуществляя сетевую модель управления,
когда в условиях реализации новых требований ФГОС, учитель должен обладать широкими и глубокими знаниями по возрастной психологии, и психологии развития? – вот основной вопрос, в поисках ответа на который на базе нашей школы был создан ресурсно-педагогический центр для педагогов и воспитателей нашего образовательного учреждения и школ, детских садов города Березовского.
Такими областями совместного понимания и выступает пространство деятельности ресурсного педагогического центра нашей школы.
Реализация программы деятельности РПЦ предполагает организацию работы по двум основным направлениям:
- Реализация ОС «Школа 2100».
- Педагогическая лаборатория под руководством доктора психологических наук, профессора Ур ГПУ Лобка А.М. «Управление качеством ресурсов и условий образовательной среды в системе «учитель-ученик».
Реализуя концепцию образовательной системы «Школа 2100», мы, прежде всего, отвечаем на вопрос «Чему учить и как учить» современного ребенка. Можно ли старыми способами вложить в голову ребенка все возрастающее и возрастающее количество информации?
Что же, действительно, представляет из себя образовательный процесс, если учитель берет учебники разных авторов, с разными принципами обучения, способом подачи материала? Если приказы администрации противоположны взглядам учителя…?
В таком случае, образовательный процесс школы напоминает автомобиль с разными колесами, только куда на таком автомобиле доберешься?
Печальный облик представляет образовательный процесс в виде отдельных предметов, если нет согласия между педагогами школы. Что же испытывает сам учитель в данной ситуации, какой получается результат работы учителя?
Школа традиционно считала своей важнейшей целью передачу знаний. Поэтому учитель был спокоен, если все необходимые знания он изложил своим ученикам. Однако в условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание предмета становится средством для развития личности.