Техники организации обратной связи между учителем, родителями и обучающимися

Анотация:

Статья посвящена одному из аспектов использования техник обратной связи в процессе обучения изобразительному искусству в условиях реализации новых образовательных стандартов. Анализируются возможности в организации обратной связи между учителем, родителями и обучающимися при обучении детей изобразительному искусству новых технических информационных средствах, основанных на применении современных ИКТ. В качестве примера организации эффективной обратной связи приведено описание техник работы на основе сайта учителя.

Ключевые слова: образовательные стандарты второго поколения, участники образовательного процесса, обратная связь, техники и приемы обратной связи, изобразительное искусство, сайт учителя, информационно-коммуникационные технологии.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится реализация развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей [5]. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [11].

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в различных воспитательных структурах (школа, семья, социальные институты и др.); построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций). Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика («портрет выпускника начальной школы»), особую роль, в развитии которых, играют родители как субъекты образовательного процесса.

В условиях современной школы важно формировать целостное понимание родителями образовательного процесса, привлекать их к организации процесса в различных формах [9].

Сегодня немногие родители активно стремятся к педагогическому самообразованию, пытаются разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной и воспитательной программ школы. В основном родители думают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь большую часть времени теперь дети проводят в школе. Однако, именно в это время, влияние семьи не только не снижается, но и возрастает, в связи с этим возникает проблема поиска способов привлечения родителей к совместному образовательному процессу.

Наряду с уже существующими традиционными формами (родительское собрание, круглый стол, конференция, открытый урок, внеклассное мероприятие) участия родителей в образовательном процессе, на наш взгляд, необходимо использовать эффективные техники обратной связи между учителем, родителями и обучающимися для достижения нового качества образования в условиях ФГОС.

Обратная связь – это структурный компонент любой коммуникативной ситуации. В энциклопедии практической психологии есть определение: «Обратная связь - осознанный ответ автору действия или поступка для их регуляции. Обратная связь может быть положительной и отрицательной, коммуникативной и поведенческой, глубокой и поверхностной, односторонней и объемной, эффективной и нет. Положительная поведенческая обратная связь - поощрение (награда), отрицательная – наказание».

Проблема обратной связи привлекает ученых. Так, в работах О.Д Лукьяненко[7] раскрывается сущность обратной связи. Исследованиями подтверждается важность наличия обратной связи в любом социально-информационном взаимодействии как необходимого условия эффективности его протекания. От ее оптимального функционирования во многом зависит и успешность реализации процесса обучения. На необходимость обратной связи в управлении обучением еще в 66-х г.г. XX в. указывали зарубежные ученые Б.Ф Скинер, Э. Торндайк, в отечественной психолого-педагогической литературе В.П.Беспалько, Э.Г. Малиночкина, Л.И.Фишман. В рамках различных научных подходов понятие «обратная связь» наполняется различным содержанием.

В своей статье Г.О. Аствацатуров [2] приводит примеры технологичных и эффективных (техник) приемов обратной связи в повседневной практике учителя: «ПОПС- формула», «Синквейн», «Задание с массивом», «Шесть шляп» и др. А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники один из которых принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи[4].

В общей характеристике форм и организации обучения В.Г Крысько[6] говорит о том, что формы обучения - это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и отношений учителя и учащихся.

Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Обязательной составной частью организации и осуществления контроля за процессом обучения является проверка знаний, навыков и умений, осуществляемая в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования. Основной ее дидактической функцией является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися.

Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Особенно сложно учителю, ведущему предмет эстетического цикла – изобразительное искусство. Этот предмет периодически пытаются вытеснить из числа обязательных предметов образования, сократить часы, заменить технологией. Сложилось неверное отношение к предмету и среди родителей. Многие рассуждают, что «ИЗО – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку.

Школьный курс ИЗО не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки изобразительного искусства должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка. Необходимо искать пути продуктивного взаимодействия с родителями в обучении искусству, накоплению положительного опыта в решении коммуникативных и регулятивных задач, ориентации на конечный результат. Найти точки соприкосновения, привлечь родителей к совместному творчеству. На наш взгляд, осуществить вышеизложенное поможет использование оптимальных приемов и форм обратной связи.

В современном обществе происходит стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и распространение их во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. В нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации, но эти возможности при организации обратной связи с родителями практически не используются. Для того, чтобы привлечь родителей к совместному образовательному процессу и выстраивать эффективную обратную связь мы предлагаем использовать информационно-коммуникационные технологии.

Практика работы нашего образовательного учреждения свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организации образовательного и воспитательного процессов. Данное направление в области образования подчёркивается в государственных документах и признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года» говорится следующее: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Большинство современных родителей заняты работой, что приводит к сокращению времени, которое они должны уделять воспитанию и образованию своих детей. И тогда на помощь и родителям и педагогам приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства, основанные на применении современных ИКТ. В качестве новой техники организации обратной связи с родителями обучающихся эффективно использование современных информационных средств – электронная почта, электронный дневник, сайт учителя.

Электронная почта – это не только быстрый и удобный, но и очень эффективный способ общения с родителями. Преимуществами такой коммуникации есть: конфиденциальность и адресность информации; мгновенная доставка необходимой информации родителям, постоянная обратная связь с семьями и наоборот, постоянная обратная связь родителей обучающихся с педагогом.

При наличии у педагога собственного сайта в сети Интернет, он понимает, что можно делать в учебной деятельности, подбирать инструменты и сервисы, оптимальные для своих целей, выстраивать обратную связь с обучающимися и родителями.

Рассмотрим использование возможностей сайта учителя для организации обратной связи в обучении изобразительному искусству.

На сайте у учителя есть возможность создавать, загружать, редактировать тексты. Возможна совместная работа с субъектами образовательного процесса и предоставление различных уровней доступа: персонально, любому как читателю (обучающемуся, родителям), любому как редактору (обучающемуся, родителям).

1.Техника «Публикации текстовой информации на сайте»[12].

В структуре сайта создаем разделы «Домашнее задание», «Конкурсы», «Проекты».

В разделе «Домашнее задание» размещаем информацию о темах и видах творческих работ, которые могут выбрать обучающиеся в качестве домашнего задания. Учитель следует принципу «Минимакса» (организация процесса обучения на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон). Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом ) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС).

Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода, т.к. это саморегулирующаяся система. Каждый ребенок в соответствии со своими способностями и возможностями выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между минимальным и максимальным уровнем.

В разделе « Конкурсы», «Проекты» размещаем информацию о творческих конкурсах различного уровня (школьный, городской, региональный, Российский). Тему и уровень участия обучающиеся определяют совместно с родителями.

Данный прием позволяет учителю проследить уровень развития обучающихся, выявить интересы и склонности к видам творчества, одаренность, показать родителям интересы и личностный рост ребенка, его успешность, для обучающихся создать ситуацию успеха.

2. Техника «Ответ на вопросы в коллективном документе».

Формулируется вопрос(-ы), проблема (-ы). Между вопросами оставляем место — чтобы родители вписывали свои ответы. Родители отвечают и подписывают ответы. Отличие от анкетирования в том, что родители видят ответы друг друга, включают в свой ответ чужое мнение, не повторяются (если на последнем акцентируется внимание самим учителем). При помощи комментариев учитель может реагировать на ответы родителей, направлять дискуссию[12].

В структуре сайта создаем раздел «Родительская почта». В раздел встраиваем таблицу для обратной связи (рефлексии). Например, в школе прошла благотворительная ярмарка, на которой были представлены совместные творческие работы родителей и детей, День творчества или мастер класс. В таблице обратной связи обучающиеся и родители размещают свои комментарии: что понравилось, что хотелось бы изменить, пожелания и предложения. Такой прием позволяет учителю, обучающимся, родителям стать равноправными участниками образовательного процесса.

3. Техника «Комментирование» (+взаимокомментирование) неизменяемого текста. Материал как повод для рефлексии и дискуссии. На сайте размещается «провоцирующий» текст, в котором задана проблема, вопрос, который должен затронуть и пробудить обратную связь. Изменить текст родители и обучающиеся не могут, только, выделив фрагмент, встраивают комментарии. Тема комментирования может заранее задаваться рядом вопросов. Учитель может включаться в комментирование, возобновляя дискуссию [12]

В структуре сайта создаем раздел «Открытая трибуна», размещаем материал для дискуссии например: рассуждаем вместе с родителями (5 класс ИЗО) «Что дает человеку искусство?» ответы получаем в комментариях. Пример задания: «Очень-очень давно в Древней Греции жил великий поэт - сказитель Гомер. Он писал поэмы, по которым мы сегодня можем судить о культуре античности, её мифах и легендах. Сохранилась старинная поговорка: "Гомер каждому, и юноше, и мужу, и старцу, столько даёт, сколько кто может взять". Вопрос: О чём говорится в поговорке? "Каждый слышит только то, что понимает" Гёте. Вопрос: О чём говорил немецкий поэт, немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте?

В структуре сайта создаем раздел «Наш вернисаж», «Фотоальбом». Обучающиеся размещают творческие работы, фотографии на сайте педагога. Открываем доступ одноклассникам и родителям, голосуем, отмечаем в каждой работе лучшее, обсуждаем удачи и ошибки.

Такая рефлексия и дискуссия расширяет кругозор субъектов образовательного процесса, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество. Сотрудничество позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Способствует изменению взглядов родителей на обучение ребенка искусству, развивает рефлексию. Родители видят ребенка в творческом процессе, а также наблюдают процесс его общения.

Использование описанных техник обратной связи через сайт педагога позволяет развивать познавательный интерес, мотивировать обучающихся к изучению изобразительного искусства. Так, например, учащиеся 7 класса коллективно создали электронную книгу «О книге» в виде компьютерной презентации. Самостоятельно распределили роли «редакторов», «дизайнеров», «оформителей», изучили историю и технологию создания книги. Родители (2) предложили свои услуги по проведению мастер-классов «Фито-дизайн», «Эко-дизайн». Через сайт консультируются с педагогом о методах развития мелкой моторики у детей, об учреждениях дополнительного образования в города, об участии в творческих конкурсах.

Сайт учителя пользуется популярностью у обучающихся и их родителей. Ребята с удовольствием узнают себя и своих товарищей на фотографиях, находят и комментируют представленную информацию, обмениваются своими впечатлениями, выдвигают предложения по усовершенствованию сайта.

Поскольку персональный сайт – технология, предполагающая процесс постоянного развития, внесения новых элементов, это стимулирует педагога к дальнейшему самообразованию, в том числе, в области ИКТ, осуществлению инновационной деятельности в процессе преподавания своего предмета.

Таким образом, выстраивание обратной связи через сайт учителя способствует усовершенствованию образовательного процесса по изобразительному искусству. Динамичность, интерактивность, возможность дальнейшей модернизации – положительные стороны использования данной техники.

Одним из преимуществ наличия сайта педагога можно назвать повышение престижа, создание имиджа современного учителя, идущего в ногу со временем, что, в свою очередь, повышает интерес и мотивирует обучающихся к дальнейшему изучению данного учебного предмета.


Литература

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с.

2. Аствацатуров, Г.О. О дидактике и педагогической технике. Техника обратной связи[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://didaktor.ru/

3. Баданов, А. Интерактивности Web-сервисы для образования [Электронный ресурс]/ Режим доступа https://sites.google.com/site/badanovweb2/

4. Бобровникова, С.В. Приемы педагогической техники для формирования УУД, 2012[Электронный ресурс] / Режим доступа: www.menobr.ru/

5. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

6. Красько, В.Г. Психология. Курс лекций [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gumer.info/

7. Лукьяненко О.Д. Обратная связь в дидактическом информационном взаимодействии педагога и учащихся [c.367-370] [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/

8. Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования: проект / Материалы форума «Организация введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.educom.ru

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, №4,2010.

10. Cоздание образовательных веб-ресурсов с использованием технологического инструментария Google Sites. Учебно-практическое пособие. Самара, 2012 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.google.com

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

12. Эльма, Ю.В., Федоров, С.В. Информационные технологии в работе учителя словесника [Текст] / Ю.В. Эльма, С.В. Федоров.- М.: Просвещение, 2012.