Проблемы и перспективы критериального оценивания метапредметных компетенций на уроках изобразительного искусства.

Метапредметные компетенции:

Овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 года утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт – системообразующий элемент всего образования. На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Перед школой стоит задача выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру.


Ключевые слова: метапредметные результаты, отметочное оценивание, критериальное оценивание, художественное творчество.
Обучение пронизано множеством условий, задач, которые определяют дидактические принципы. Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей.

Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение. Наставник детей должен владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности. Всю особенность учебного процесса можно понять и прочувствовать лишь через собственный опыт работы.

Соответственно, метапредметными результатами уроков изобразительного искусства являются:

- уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, история, окружающий мир и другие);

- обогащение ключевых компетенций; - художественно-эстетическим воспитанием;

- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одноклассников.

На необходимость переосмысления системы оценивания художественно-творческих достижений учащихся на уроках ИЗО оказывает влияние переориентация обучения на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и разумно действовать в современном меняющемся мире. Возникает вопрос как о развитии творческих возможностей ребёнка, так и об активизации его самостоятельности (формировании и развитии элементов самостоятельной контрольно-оценочной деятельности), что является его основным вектором взросления. Это в корне меняет расстановку акцента к существующим задачам в области «Изобразительное искусство». Среди задач формирования общей грамотности и коррекции, развития природных данных учащихся приоритетной является последняя. Как следствие, это влечет за собой новый взгляд на роль учителя в контрольно-оценочной деятельности.

Приведу несколько примеров из практики работы, когда существующая система оценивания творческой работы обучающегося не работает.

1. Иллюстрация к басне И. Крылова «Ворона и лисица», 2 класс.

Ребенок справляется с задачей, поставленной педагогом на уроке (композиция, цветовое решение, характер героев), и центральное место в композиции занимает фигурка белого ангела (очень выразительно выполненная). На вопрос учителя: «Откуда ангел?» отвечает, что это бог который послал вороне кусочек сыра.

2. Рисование на тему «Летние впечатления», 2 класс. Ребенок с большим удовольствием показывает учителю свою работу. На рисунке много разных линий: волнистых, прямых, изогнутых, много черточек и цветных точек. Отсутствие какой либо композиции и замысла на первый взгляд. На вопрос учителя: «О чем ты рассказал в своем рисунке?» последовал очень эмоциональный подробный рассказ о том как ребенок отдыхал на море. Там было и море и солнце, корабли, то что он ел на завтрак и обед, какие были развлечения, и те кто с ним был в каждый из этих моментов. Каждая линия, точка и черточка была не просто так.

Можно констатировать, что существующая отметочная система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанная только на одном конечном продукте – детском рисунке, строится на следующих показателях:

‑ не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, формирования и развития их приращений посредством изобразительной деятельности;

‑ не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности;

‑ затрудняет индивидуализацию обучения;

‑ является малоинформативной, в ней нет прозрачности критериальных особенностей изобразительной деятельности школьников;

‑ вызывает проблематичность в сравнительной характеристике ученика по количественным и качественным данным;

‑ часто имеет травмирующий характер.

На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих:

что оценивать (что именно подлежит оцениванию в изобразительной деятельности);

как оценивать (какими средствами и по каким критериям должно фиксироваться то, что оценивается);

каким образом оценивать (какова сама процедура оценивания, этапы ее осуществления).

Необходимо в основе целеполагания уроков ИЗО иметь в виду не детский рисунок как результат, а те приращения, возникновение которых позволяют творчески развиваться ребенку. Тогда все внимание будет уделяться не конечному продукту (рисунку), а самому художественно-творческому процессу, результатом которого будут являться приобретенный определенный уровень развития творческого воображения, мастерства и др., а следствием ‑ детский рисунок, через который прочитывается уровень имеющихся приращений.

Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Особенно, если учесть, что принцип связи искусства с жизнью осуществляется не только и не столько в рамках урока, то существенным для педагога является вопрос оценивания познавательной деятельности учащегося вне школы. Это его работа по выполнению домашнего задания, которая может быть представлена в поисково-исследовательской деятельности, самостоятельная работа по выполнению творческих заданий и др.

Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д. Здесь мы исходим из того, что сама творческая способность человека предполагает наличие двух составляющих: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое.

Но если вся оценочная деятельность будет проводиться только по результатам созданной детской продукции, тоже имеющей свои нюансы: по мастерству или творческой выразительности, – то школьнику станет ясно, что его оценивают в основном как исполнителя, следующего учительским образцам, по определенным правилам, инструкциям. Тогда, естественно, неумение школьника при выполнении рисунка вписаться в предъявляемые учителем требования будут его приводить к неудовлетворенности, а, следовательно, к снижению интереса к изобразительной деятельности.

При определении критериев оценивания художественно-творческих достижений учащихся необходимо учитывать, что нужна такая система оценивания, которая позволила бы:

· отслеживать путь развития ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности (познавательной, созидательной);

· оценивать мотивационную деятельность;

· предоставить картину роста личностных достижений для родителей ученика;

При этом необходим более широкий взгляд на личностно-деятельностный подход, который иногда трактуется как деятельностно-личностный. Поскольку формирование личности происходит как благодаря той деятельности, в которую она включена, так и тем отношениям, которые возникают и упрочиваются в процессе этой деятельности, что имеет едва ли не решающее значение для становления личности (И.Ф. Харламов), то здесь будет правильнее говорить о продуктивности, так сказать, деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Основания для такой точки зрения очевидны: именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально коренятся социальные и психолого-педагогические источники личностного формирования растущего человека.

При определении критериев оценивания нужно не разъединять критерии оценки детского рисунка и детского художественного творчества, а обозначать их условно, ибо творческий процесс – целостный и обязательно включает в себя конечный продукт (в данном случае детский рисунок), без которого вообще нет смысла говорить о каком-либо творчестве. Результатом же творчества определять те качественные приращения личности (личные достижения учащихся), которые осознаются личностью как положительный и значимый для нее результат. Кроме того, рисование и другая изобразительная деятельность есть вершина взаимодействия детей с художественной средой. И здесь мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём видна возможность развития их творчества.

Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования, элективы, практики и пр.), он не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы может стать появление в повседневной практике новых для нашей школы современных форм оценивания. Прежде всего, критериального оценивания, как формы деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя.

Критериальное оценивание позволяет: разработать критерии, способствующие получению качественных результатов; улучшить качество преподавания; улучшить качество обучения; выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.

Подобный подход к оцениванию позволяет обеспечить: индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений; фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса ученика; использование оценочных процедур для корректировки собственного преподавания и содержания учебной программы.

Критериальное оценивание соответствует новому пониманию учебных результатов и новым требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает учителя необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.

Список используемых источников

1.Глинская Н.В. ПРОЦЕСС ОЦЕНИВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.



2.Пинская М.А., Улановская И.М.Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС, Просвещение, 2013

Наряду с уже существующими традиционными формами (родительское собрание, круглый стол, конференция, открытый урок, внеклассное мероприятие) участия родителей в образовательном процессе, на наш взгляд, необходимо использовать эффективные техники обратной связи между учителем, родителями и обучающимися для достижения нового качества образования в условиях ФГОС.

Обратная связь – это структурный компонент любой коммуникативной ситуации. В энциклопедии практической психологии есть определение: «Обратная связь - осознанный ответ автору действия или поступка для их регуляции. Обратная связь может быть положительной и отрицательной, коммуникативной и поведенческой, глубокой и поверхностной, односторонней и объемной, эффективной и нет. Положительная поведенческая обратная связь - поощрение (награда), отрицательная – наказание».

Проблема обратной связи привлекает ученых. Так, в работах О.Д Лукьяненко[7] раскрывается сущность обратной связи. Исследованиями подтверждается важность наличия обратной связи в любом социально-информационном взаимодействии как необходимого условия эффективности его протекания. От ее оптимального функционирования во многом зависит и успешность реализации процесса обучения. На необходимость обратной связи в управлении обучением еще в 66-х г.г. XX в. указывали зарубежные ученые Б.Ф Скинер, Э. Торндайк, в отечественной психолого-педагогической литературе В.П.Беспалько, Э.Г. Малиночкина, Л.И.Фишман. В рамках различных научных подходов понятие «обратная связь» наполняется различным содержанием.

В своей статье Г.О. Аствацатуров [2] приводит примеры технологичных и эффективных (техник) приемов обратной связи в повседневной практике учителя: «ПОПС- формула», «Синквейн», «Задание с массивом», «Шесть шляп» и др. А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники один из которых принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи[4].

В общей характеристике форм и организации обучения В.Г Крысько[6] говорит о том, что формы обучения - это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и отношений учителя и учащихся.

Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Обязательной составной частью организации и осуществления контроля за процессом обучения является проверка знаний, навыков и умений, осуществляемая в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования. Основной ее дидактической функцией является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися.

Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Особенно сложно учителю, ведущему предмет эстетического цикла – изобразительное искусство. Этот предмет периодически пытаются вытеснить из числа обязательных предметов образования, сократить часы, заменить технологией. Сложилось неверное отношение к предмету и среди родителей. Многие рассуждают, что «ИЗО – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку.

Школьный курс ИЗО не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки изобразительного искусства должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка. Необходимо искать пути продуктивного взаимодействия с родителями в обучении искусству, накоплению положительного опыта в решении коммуникативных и регулятивных задач, ориентации на конечный результат. Найти точки соприкосновения, привлечь родителей к совместному творчеству. На наш взгляд, осуществить вышеизложенное поможет использование оптимальных приемов и форм обратной связи.

В современном обществе происходит стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и распространение их во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. В нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации, но эти возможности при организации обратной связи с родителями практически не используются. Для того, чтобы привлечь родителей к совместному образовательному процессу и выстраивать эффективную обратную связь мы предлагаем использовать информационно-коммуникационные технологии.

Практика работы нашего образовательного учреждения свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организации образовательного и воспитательного процессов. Данное направление в области образования подчёркивается в государственных документах и признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года» говорится следующее: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Большинство современных родителей заняты работой, что приводит к сокращению времени, которое они должны уделять воспитанию и образованию своих детей. И тогда на помощь и родителям и педагогам приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства, основанные на применении современных ИКТ. В качестве новой техники организации обратной связи с родителями обучающихся эффективно использование современных информационных средств – электронная почта, электронный дневник, сайт учителя.

Электронная почта – это не только быстрый и удобный, но и очень эффективный способ общения с родителями. Преимуществами такой коммуникации есть: конфиденциальность и адресность информации; мгновенная доставка необходимой информации родителям, постоянная обратная связь с семьями и наоборот, постоянная обратная связь родителей обучающихся с педагогом.

При наличии у педагога собственного сайта в сети Интернет, он понимает, что можно делать в учебной деятельности, подбирать инструменты и сервисы, оптимальные для своих целей, выстраивать обратную связь с обучающимися и родителями.

Рассмотрим использование возможностей сайта учителя для организации обратной связи в обучении изобразительному искусству.

На сайте у учителя есть возможность создавать, загружать, редактировать тексты. Возможна совместная работа с субъектами образовательного процесса и предоставление различных уровней доступа: персонально, любому как читателю (обучающемуся, родителям), любому как редактору (обучающемуся, родителям).

1.Техника «Публикации текстовой информации на сайте»[12].

В структуре сайта создаем разделы «Домашнее задание», «Конкурсы», «Проекты».

В разделе «Домашнее задание» размещаем информацию о темах и видах творческих работ, которые могут выбрать обучающиеся в качестве домашнего задания. Учитель следует принципу «Минимакса» (организация процесса обучения на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон). Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом ) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС).

Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода, т.к. это саморегулирующаяся система. Каждый ребенок в соответствии со своими способностями и возможностями выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между минимальным и максимальным уровнем.

В разделе « Конкурсы», «Проекты» размещаем информацию о творческих конкурсах различного уровня (школьный, городской, региональный, Российский). Тему и уровень участия обучающиеся определяют совместно с родителями.

Данный прием позволяет учителю проследить уровень развития обучающихся, выявить интересы и склонности к видам творчества, одаренность, показать родителям интересы и личностный рост ребенка, его успешность, для обучающихся создать ситуацию успеха.

2. Техника «Ответ на вопросы в коллективном документе».

Формулируется вопрос(-ы), проблема (-ы). Между вопросами оставляем место — чтобы родители вписывали свои ответы. Родители отвечают и подписывают ответы. Отличие от анкетирования в том, что родители видят ответы друг друга, включают в свой ответ чужое мнение, не повторяются (если на последнем акцентируется внимание самим учителем). При помощи комментариев учитель может реагировать на ответы родителей, направлять дискуссию[12].

В структуре сайта создаем раздел «Родительская почта». В раздел встраиваем таблицу для обратной связи (рефлексии). Например, в школе прошла благотворительная ярмарка, на которой были представлены совместные творческие работы родителей и детей, День творчества или мастер класс. В таблице обратной связи обучающиеся и родители размещают свои комментарии: что понравилось, что хотелось бы изменить, пожелания и предложения. Такой прием позволяет учителю, обучающимся, родителям стать равноправными участниками образовательного процесса.

3. Техника «Комментирование» (+взаимокомментирование) неизменяемого текста. Материал как повод для рефлексии и дискуссии. На сайте размещается «провоцирующий» текст, в котором задана проблема, вопрос, который должен затронуть и пробудить обратную связь. Изменить текст родители и обучающиеся не могут, только, выделив фрагмент, встраивают комментарии. Тема комментирования может заранее задаваться рядом вопросов. Учитель может включаться в комментирование, возобновляя дискуссию [12]

В структуре сайта создаем раздел «Открытая трибуна», размещаем материал для дискуссии например: рассуждаем вместе с родителями (5 класс ИЗО) «Что дает человеку искусство?» ответы получаем в комментариях. Пример задания: «Очень-очень давно в Древней Греции жил великий поэт - сказитель Гомер. Он писал поэмы, по которым мы сегодня можем судить о культуре античности, её мифах и легендах. Сохранилась старинная поговорка: "Гомер каждому, и юноше, и мужу, и старцу, столько даёт, сколько кто может взять". Вопрос: О чём говорится в поговорке? "Каждый слышит только то, что понимает" Гёте. Вопрос: О чём говорил немецкий поэт, немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте?

В структуре сайта создаем раздел «Наш вернисаж», «Фотоальбом». Обучающиеся размещают творческие работы, фотографии на сайте педагога. Открываем доступ одноклассникам и родителям, голосуем, отмечаем в каждой работе лучшее, обсуждаем удачи и ошибки.

Такая рефлексия и дискуссия расширяет кругозор субъектов образовательного процесса, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество. Сотрудничество позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Способствует изменению взглядов родителей на обучение ребенка искусству, развивает рефлексию. Родители видят ребенка в творческом процессе, а также наблюдают процесс его общения.

Использование описанных техник обратной связи через сайт педагога позволяет развивать познавательный интерес, мотивировать обучающихся к изучению изобразительного искусства. Так, например, учащиеся 7 класса коллективно создали электронную книгу «О книге» в виде компьютерной презентации. Самостоятельно распределили роли «редакторов», «дизайнеров», «оформителей», изучили историю и технологию создания книги. Родители (2) предложили свои услуги по проведению мастер-классов «Фито-дизайн», «Эко-дизайн». Через сайт консультируются с педагогом о методах развития мелкой моторики у детей, об учреждениях дополнительного образования в города, об участии в творческих конкурсах.

Сайт учителя пользуется популярностью у обучающихся и их родителей. Ребята с удовольствием узнают себя и своих товарищей на фотографиях, находят и комментируют представленную информацию, обмениваются своими впечатлениями, выдвигают предложения по усовершенствованию сайта.

Поскольку персональный сайт – технология, предполагающая процесс постоянного развития, внесения новых элементов, это стимулирует педагога к дальнейшему самообразованию, в том числе, в области ИКТ, осуществлению инновационной деятельности в процессе преподавания своего предмета.

Таким образом, выстраивание обратной связи через сайт учителя способствует усовершенствованию образовательного процесса по изобразительному искусству. Динамичность, интерактивность, возможность дальнейшей модернизации – положительные стороны использования данной техники.

Одним из преимуществ наличия сайта педагога можно назвать повышение престижа, создание имиджа современного учителя, идущего в ногу со временем, что, в свою очередь, повышает интерес и мотивирует обучающихся к дальнейшему изучению данного учебного предмета.


Литература

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с.

2. Аствацатуров, Г.О. О дидактике и педагогической технике. Техника обратной связи[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://didaktor.ru/

3. Баданов, А. Интерактивности Web-сервисы для образования [Электронный ресурс]/ Режим доступа https://sites.google.com/site/badanovweb2/

4. Бобровникова, С.В. Приемы педагогической техники для формирования УУД, 2012[Электронный ресурс] / Режим доступа: www.menobr.ru/

5. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

6. Красько, В.Г. Психология. Курс лекций [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gumer.info/

7. Лукьяненко О.Д. Обратная связь в дидактическом информационном взаимодействии педагога и учащихся [c.367-370] [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/

8. Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования: проект / Материалы форума «Организация введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.educom.ru

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, №4,2010.

10. Cоздание образовательных веб-ресурсов с использованием технологического инструментария Google Sites. Учебно-практическое пособие. Самара, 2012 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.google.com

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

12. Эльма, Ю.В., Федоров, С.В. Информационные технологии в работе учителя словесника [Текст] / Ю.В. Эльма, С.В. Федоров.- М.: Просвещение, 2012.