1. Я все могу, так как не подозреваю о своем незнании. Поэтому я смело действую наугад.
2. Я знаю, что я этого не знаю. Я сообщаю учителю о своем незнании и жду помощи.
3. Я знаю, что я этого не знаю.
4. Я знаю, чего мне не хватает, чтобы узнать. Я умею запросить у взрослого недостающую информацию.
5. Я знаю, что я этого не знаю. Но я могу так сузить границы неизвестного, чтобы описать его позитивно (о неизвестном мне известно то-то…)
Способность анализировать цели, процесс и результат своей деятельности позволяет человеку оценить самого себя. Сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в самом себе, представить образ себя завтрашнего.
В процессе деятельности наши учащиеся делают выводы:
- Человеку нужно уметь оценивать себя самому, если он хочет научиться чему-то новому.
- Уметь себя оценивать нужно учиться.
- Узкая пятибалльная система не рассказывает об ошибках и качестве работы.
- Оценивать себя можно по разным критериям.
- Максимальный балл зависит от сложности работы и не может быть постоянным.
Инструментарий оценивания основывается на формах самооценки и взаимооценки учащихся:
0. Замена традиционной отметки качественно-содержательными характеристиками, в которых учитель констатирует успехи и неудачи ребенка и размышляет о причинах этих явлений, предлагает ребенку дальнейшие пути, ни в коем случае не давая оценок его личности.
1. Приучение ребенка к мысли, что самооценка – наивысшая форма оценивания, так как дает возможность двигаться дальше самостоятельно, не оглядываясь на окружающих: а как они оценят мои действия.
2. Развивать умение объективно относиться к другим, давая оценку их деятельности. Постоянно заниматься взаимооцениванием, учиться взаимно составлять критерии оценивания деятельности и пользоваться ими.
3. Опыт рефлексии и самооценки надо организовывать регулярно, а не от случая к случаю.
Хотя личностная и учебная рефлексия неразрывно связаны между собой - и зависят друг от друга, но для удобства систематизации разделим их на две части.
Учебную рефлексию мы чаще всего проводим:
На отдельном уроке;
На погружении;
В конце изучения какой-либо темы, раздела.
Личностную рефлексию мы проводим:
При планировании своих действий («преддействие»);
При анализе каких-то общих дел, участия в них ребенка или индивидуальных проектов;
При планировании дальнейших шагов действия («последействие»
Используемые нами формы проведения рефлексии:
Качественно-содержательные характеристики.
Тетради-дневники самооценок.
Графики, таблицы, схемы.
Смотры-публикации «творческих продуктов».
Выработка совместных критериев оценивания и принятие решений по этим критериям с публичным обсуждением.
Резюме личных текущих и итоговых достижений
Книги отзывов.
Рецензии.
Качественно-содержательные характеристики собственной деятельности учащегося:
·Что получилось особенно хорошо? С чем это связано?
·Какие новые виды, способы деятельности тебе пришлось применить или освоить в процессе выполнения работы?
·Обращался ли ты за помощью к товарищам, взрослым? К кому именно? Зачем?
·Что из задуманного у тебя не получилось? Почему?
·Что необходимо учесть при выполнении следующей работы?
Резюме личных недельных достижений
Я доволен тем, что…
Я расстроен тем, что…
Я был счастлив, когда…
Чтобы достичь желаемого, мне необходимо следующее…
Письмо учителя каждому ученику.
Для детей важно, что письмо адресовано лично ему и содержит положительную информацию. Кроме учителя, писать такие письма может любой ребенок о его успехах и продвижениях, с пожеланиями на будущий год.
Коллективное творческое дело.
Поездки и экспедиции – проектирование отдельных событий. (Групповая и индивидуальная рефлексия включенности, поиска своего места, роли).
Появление желания детей самим спланировать свою жизнь в соответствии со своими интересами.
Цветовой портрет недели.
Для того, чтобы определить вместе с детьми, что обязательно нужно и что хочется сделать на этой неделе, мы восстанавливаем предыдущую с позиции успеха и проблемы.
Для описания причин чувства гордости мы выбираем красный цвет, для раскрытия проблем – фиолетовый, для счастья- желтый.
Линия жизни прошлой недели.
Ребенок на листе бумаги отмечает дни прошлой недели, для того, чтобы нарисовать свою линию жизни с ее взлетами и падениями. Значками отмечаются события, с которыми связаны «пики жизни».
Игра «Солнце класса».
На отдельной части солнца каждый может сказать спасибо своему однокласснику за что-то им сделанное. Собрав солнце, видно насколько оно полно разными, или одними и теми же людьми, разными, или однотипными основаниями.
Литература:
1. Галеева Н.Л.Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов.// Справочник заместителя директора школы, 2011.- -№9_
2. . Леонтьева О.М.. Дамоклов меч отметок: можно ли освободить детей от его угрозы?// Директор школы, № 31, 2002
3. Старостенкова М.В. «Зачем формировать у школьников опыт оценивания личностного продвижения в образовательном процессе?» Формирование оценочной компетентности М.:Эврика, 2004.
4. Цукерман Г.А. Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики. //Начальная школа плюс до и после, №3, 2005:
5. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности . //Начальная школа плюс до и после, №1, 2001: