Материалом для изучения выступает культурное наследие Урала, либо края, в котором проживает в настоящее время ребенок-участник программы. Участие в программе организует деятельность учащегося по изучению и осмыслению своих культурно-исторических корней. Данная поисково-исследовательская деятельность и выступает предметностью.
Цель: создать необходимые условия - полноценные образовательные и культурные среды, для активизации интеллектуальных качеств учащихся с разными образовательными потребностями в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности.
Возраст участника программы: учащиеся 1-7 классов.
Предполагаемый результат:
На основе познания отдельного участка Среднего Урала, (родного края), обретение учащимся целостного образа культурно-исторического, географического пространства данной (своей) местности, выступающего средством самоопределения, проектирования, развития личности.
Предполагается получение трех уровней основных результатов:
1 уровень - приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 уровень - формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 уровень - приобретение опыта самостоятельного социального действия;
Задачи:
Развить комплексное интегрированное мышление, побуждающее учащегося к сознательной продуктивной преобразовательной деятельности, на деятельность во благо людей
• Развить творческие способности и коммуникативные умения, способности работать с различными источниками информации, систематизировать, интерпретировать ее, передавать собеседнику. Совершенствовать навыки литературного творчества, письменной работы со словом и практических навыков ИКТ.
• Предоставить ребенку возможность для общественного признания, оценки, самореализации.
Содержанием программы является совокупность краеведческого материала, предложенного программой, либо материала того края, где проживает ребенок, и деятельности, которую совершает учащийся в процессе освоения программы.
Освоение содержания программы предполагается разными способами:
1.Через погружение в местный материал: участие в образовательных путешествиях, поисково-исследовательских экспедициях.
2.Средствами сети Интернет.
Объектами деятельности выступают исторически значимые места, культурные комплексы или природные памятники Свердловской области.
В комплект программы входит электронная краеведческая библиотека и справочник юнкора.
Предполагается три уровня освоения программы, соответственно, осуществление деятельностей трех порядков.
Деятельность первого порядка предполагает овладение содержанием краеведческого материала через участие в образовательном путешествии, экспедиции, сеть Интернет, через библиотеку программы, и предоставление результата работы в виде творческого продукта по выбору учащегося (реферат, эссе, статья, викторина, кроссворд, фотогалерея и др.) в электронную газету краеведческой направленности, размещенную в сети интернет на сайте педагога.
Деятельность второго порядка предполагает самостоятельную разработку заданий для практического погружения на местности на основе деятельности первого порядка, выполнение заданий заочно, либо осуществление реального погружения в краеведческий материал и оформление отчета по результатам путешествия в виртуальную газету, соответственно жанрам журналистики.
Деятельность третьего порядка предполагает организацию исследования на основе деятельностей первого и второго порядка, обнаружение проблематик по изученным материалам, с дальнейшим обсуждением на форуме учительского сайта, в виртуальной газете.
При этом, по итогам освоения каждого уровня программы, ребенком создается творческий продукт, который размещается в электронной краеведческой газете на сайте педагога и, в свою очередь, является необходимым составляющим элементом задания следующего уровня.
перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;
Общая структура электронной образовательной программы представлена в Приложении в виде презентации Power Point.
Информационно-методическое обеспечение
1. Используемая литература:
Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области.- Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1984.
Архипова Н.П. Окрестности Свердловска.- Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1981.
Большаков В., Таршис Г., Безель В. Региональная экология: Учебник. – Екатеринбург: «Сократ», 2000.
Капустин В.Г., Корнев И.Н. География Свердловской области: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та; Изд-во Дома учителя,1998.
Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы /Отв. ред. Н.С.Корытин.- Екатеринбург: Баско, 2008.
Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области: Топонимический словарь.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2007.
Нездолий Т.П. Путешествуем по Свердловской области: Природа Среднего Урала .- Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007.
Приходы и храмы Екатеринбургской епархии. 1902 г.
2. Цифровая библиотека программы, которая включает в себя обширный материал по объектам программы: озера, скалы, реки Среднего Урала, исторически значимые места, большой фотоархив для заочных путешествий, справочник юного корреспондента (См. Приложение).
Данная программа реализуется мною уже пятый год.
За четыре года участники программы совершили много увлекательных путешествий:
музей-заповедник в Нижней Синячихе;
музей П.И.Чайковского в Алапаевске;
музей уральского зодчества в селе Коптелово;
природный парк- заповедник «Оленьи ручьи»;
Брезовский рудник по добыче золота;
Кунгурские ледяные пещеры;
музейный комплекс Невьянская наклонная башня;
мастер-класс по изготовлению глиняной посуды в селе Быньги;
дом-музей П.П.Бажова в Сысерти;
Сысертский фарфоровый завод;
дом-музей писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка в Висиме;
Висимский заповедник оленей, страусиная ферма;
«Аквилон» - Челябинский питомник ездовых и сибирских лаек;
фабрика мороженого, завод пепси–колы в Екатеринбурге;
музеи Ф.М.Решетникова и дом-музей Д.Н.Мамина Сибиряка в Литературном квартале Екатеринбурга;
реальные и виртуальные выставки детского центра музея истории Екатеринбурга;
экологическая экспедиция в г.Невьянск в мастерскую по изготовлению валенок;
Материалы каждого путешествия выступали предметом рефлексии учащихся в процессе создания своего творческого продукта, с возможностью дальнейшего его предъявления школьному сообществу.